• Немчиновка, Советский проспект, д. 4
  • svetlana.lapshina.00@mail.ru
  • 8-915-464-58-87
/
Главная » 2023 » Январь » 28 » "За театр!"
21:05
"За театр!"

Работа театра по воспитанию и образованию зрителя, нашла союзников в лице председателя Комитета культуры Одинцовского городского округа Ирины Ватруниной и журналиста Маргариты Богдановой. На ресурсе В контакте Комитета кульутры Одинцовского округа, а также на ресурсе Одинцовского Народного театра,  будут размещаться публикации, посвященные искусству театра. С 2020 годв вышел ряд постов, вызвавший большой интерес не только зрителей, подписчиков сообществ, но и сотрудников культурных учреждений округа. Вы - за театр? Будьте с нами! 

ТЕАТР – годом рождения мирового театра считается 534 год до нашей эры. Место рождения – Древняя Греция. С тех незапамятных времен искусство театра шествует по всему миру. Он разный. Каждая страна мира подарила театру свои особые традиции, своих великих актеров. Каждая эпоха отразилась в искусстве театра, как в зеркале. Театр – сложное искусство, вобравшее в себя другие виды искусств: живопись, танец, музыка, литература, архитектура служат для создания спектакля. Наверное, поэтому в искусстве театра так трудно бывает разобраться. Мы приглашаем вас сделать это вместе.

Почему театр называют "храмом?" Почему не актуальна декламация? "Реквизит" и "реквизиты" - в чем разница? Чем отличается "драматический спекаткль" от "театрализованного представления?" Все эти ньюансы, хорошо известные специалисту, не всегда известны зрителю. Поделиться с нашей аудиторией знаниями, открыть новое, исправить частые ошибки, которые делают зрители по незнанию - задача каждого причастного театральному искусству и творчеству. 

«Как театр перебрался с улицы под крышу».
Зрительный зал и сцена под крышей. Так было не всегда. Прежде, чем перебраться под крышу, театр продолжительное время играл под открытым небом. В Древней Греции, откуда родом театральное искусство, места для зрителей устраивались на открытом воздухе, и крышей служил небосвод. Традиционной сцены-коробки, к которой привык современный зритель, тоже не было. Актёры играли в кругу или в полукружье – на площадке, окружённой зрительным залом, как на арене.
С наступлением новой эры – эры христианства, театр был запрещён как явление вредное и чуждое христианскому учению. Актёрские труппы под страхом смерти изгнаны из больших городов и кочуют от села к селу, потихоньку играя всё под тем же открытым небом. Иногда они находят приют в домах у знатных господ, и тогда в большом зале богатого дома даётся представление под крышей, но это случается не часто.
Спустя несколько веков учителя христианства и служители церкви решили вновь обратиться к искусству театра. Клирики решили, что представления на библейские темы на паперти храма – хороший способ для укрепления веры в народе. По большим праздникам сюжеты из Библии и Евангелия разыгрывались не только на площадке перед храмом, но и допускались в сам храм. Иллюстрация из Священных книг в исполнении актёров считалась делом богоугодным.
В Средние века театр начинает расправлять крылья и вновь заявляет о себе. Для выступлений актёров строятся подмостки на городских площадях. Часто сценой артистам служит телега-повозка, так называемый, «педжент». В большом праздничном представлении использовалось несколько педжентов, на которых актёры разыгрывали спектакль. Крыша в театре по-прежнему была неважна. Представления носили разовый характер и давались по праздникам или велению знатных особ.
Постепенно наиболее талантливые театральные труппы находят покровительство высоких правителей – герцогов и королей и становятся оседлыми. Появляется необходимость в специальном здании для спектаклей на постоянной основе. Для игры актёров отводятся просторные помещения, в которых организуется пространство под театр. Сцена начинает располагаться на небольшом возвышении, чтобы актёров было хорошо видно. Активно используются занавески, за которыми меняют декорации, со временем трансформирующиеся в занавес.
Переход театра в закрытое помещение потребовал нововведений в конструкции самой сценической площадки. У сцены появляются карманы, в которые уходят актёры, прячутся декорации и реквизит. Европейские архитекторы 15-18 века всерьёз думают, как улучшить конструкцию сцены и предлагают разные варианты. К 18 веку сцена приобретает вид, к которому мы привыкли – сцена-коробка. А конструкция такой сцены пришла из Италии. Сегодня театр прочно занял своё место под крышей. Но иногда, по старой памяти, выходит на улицу.

 

"ДЕКЛАМАЦИЯ – знаете ли вы что такое «декламация?»

«Конечно», - скажите вы, - «Это выразительное чтение. У нас в школе был даже конкурс декламации,  и мы заняли первое место. Диплом хранится в папке достижений».

Заглянем в Большой словарь иностранных слов: декламация — Декламации, мн. нет, ж. [латин. declamatio]. 1. Искусство выразительного чтения. 2. Напыщенная, неестественная манера речи, изложения, ложный пафос.

В последний раз искусство декламации в русском театре праздновало свою победу в 18 веке. Декламация – произнесение текста с интонированием, ударением на определенных слогах, напевно и нарочито подчеркнуто. Существовали даже некоторые правила, касающиеся произнесения определенных слов. Например, слова «нежность», «любовь»,  следовало произносить томно, слово «ненависть» яростно и страстно, и так далее, и тому подобное. Исполнители соревновались в искусстве декламации – кто более томно и более яростно способен произнести слова текста. Однако все эти упражнения никак не выявляли смысла текста, не помогали его донесению до зрителя. Актеры и режиссеры русской театральной школы боролись против бездумной декламации на сцене. Понятие «декламация» стало обозначать в театральных кругах дурной вкус, ложный пафос, вульгарные завывания вместо осмысленного произнесения текста.

На смену декламации пришло искусство художественного слова, основанное на принципах реализма, требующее от актера совсем другого подхода к произведению, которое он доносит со сцены. Вместо бездумного интонирования при работе с текстом во главу угла поставлена мысль автора произведения. От актера требуется не только «докладывание» текста – нужна его собственная позиция, соединяющаяся с позицией автора. Жюри на конкурсах художественного слова следит за тем, насколько текст присвоен исполнителем, насколько он сам верит в то, что говорит. Интонирование и подчеркивание определенных слов, неоправданная эмоциональность  в искусстве художественного слова являются грубым нарушением. Каждое событие в тексте должно быть сначала понято, а затем прожито актером. Только тогда его речь будет звучать искренне и убедительно.

Наибольший расцвет жанра художественного слова в нашей стране пришелся на середину ХХ века. Актеры МХТ, Малого и других театров, явили образцы прочтения русской и зарубежной классики. Жанр художественного слова процветал на эстраде, в концертах он занимал видное место, открывая зрителю лучшие произведении современных авторов и утверждая произведения классической литературы.

А что же «декламация?» Увы, она осталась в прошлом. В конце 19 – начале 20 века, декламация попыталась было напомнить о себе с расцветом поэзии «Серебряного века». В моду тогда вновь вошло «чувствительное» напевное интонирование стихов, да еще под музыку. Появился даже новый жанр – «мелодекламация». Но это была лишь отсылка к искусственному стилю речи, не имеющему ничего общего с живой, искренней речью, какая должна звучать со сцены.

Почему же, по сей день, мы встречаем конкурсы «декламации» или «выразительного чтения?»  Правильно – «художественного слова». Таких конкурсов ничуть не меньше, чем конкурсов «декламации». Участвуйте в них и побеждайте!"

 

Категория: Последние события | Просмотров: 1793 | Добавил: odinteatr | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
avatar