17:20 Читки - это, все-таки, читки! | |
Встречи с авторами пьес, дискуссии, прямые трансляции, интервью Одинцовскому телевидению, волнение актеров и самих драматургов - так начался апрель для участников читок Международного конкурса на создание пьес в жанре русского водевиля, который провела Гильдия Драматургов России в 2023 году. Всего четыре произведения из одиннадцати, присланных авторами, было рекомендовано жюри к читкам на зрителя. Последователем "чистого" жанра водевиля стала пьеса "Паучья свадьба" Эдуарда Иванова и Дарьи Буймовой. "Ба-ба-лэнд или Старость? Отменяю!" Светланы Гуровой и Татьяны Комылиной тяготеет ближе к музыкальной комедии, "Встретимся под мостом" Алексея Мелькова - лихой вестерн с элементами пасторали, а "Прима и шут" Светланы Тишкиной - красивая лирическая мелодрама, но каждую из этих пьес при умелом режиссерском подходе можно превратить в водевиль.
Предлагая театральным коллективам принять участие в читках, организатор события - режиссер Одинцовского Народного театра Светлана Лапшина, не стала ставить жесткие рамки - "только читки и все". Каждый коллектив имел возможность проявиться так, как ему подсказывало Читки призваны донести, в первую очередь, мысль автора произведения. "О чем пьеса" - чаще всего звучал вопрос после прочтения произведения. А это значит, что мысль автора оказалась не донесена. Хотя все четыре произведения были достаточно ясными по мысли и явными по содержанию. Попытка актеров сыграть пьесу с листом в руках, совершая при этом какие-то физические действия, сильно отвлекала внимание от общего сюжета. Язык автора, своеобразие и индивидуальность текста не звучали. Трудно было и самим актерам - им приходилось существовать в рваном ритме - между попытками читать и попытками играть. А вместе с ними было трудно и зрителю. Но, эксперимент - есть эксперимент и строго судить его не стоит. Каждый из режиссеров и артистов очень старался и по-настоящему увлекся и текстом, и драматургом. Ошибка только в желании сделать читку зрелищной для публики. Хотя здесь у публики другая задача - не смотреть, а слушать. А у аритистов - работать в жанре "театр у микрофона". Но, как бы то ни было, читки захватили всех, кто включился в эти три дня в "кухню" театра
За три дня на читках побывали прекрасные гости - актеры, режиссеры, драматурги, живо обсуждавшие каждую работу. Открыла читки Первый секретарь Гильдии Драматургов России, актриса, режиссер, драматург Наталья Яковлевна Шор. В подарок каждому коллективу свою книгу преподнес драматург Вадим Федоров. На каждой читке присутствовала и давала свою оценку всему увиденному драматург из Луганска Светлана Тишкина. С большим интересом познакомился с читками драматург Тимофей Рагулин. Горячо и непосредственно приветствовали артистов, исполняющих их пьесу, Дарья Буймова и Эдуард Иванов. Почетным гостем программы была Римма Наумовна Маликова - правнучка первого устроителя театра в Немчиновке - В.И. Никитина. Внимательно следила за происходящим художественный руководитель Немчиновского КДЦ и актриса Одинцовского Народного театра Мария Овчинникова. Свои оценки давали зрители с актерским и режиссерским образованием. Читки - сами по себе притянули в свою орбиту профессиональных людей, желающих познакомиться с новой драматургией. Театральный блогер Ирина Красильникова не переминула осветить это событие и дала исчерпывающий отзыв. На первом дне читок побывали корреспонденты Одинцовского телевидения Артем Ломоносов и Лада Дудко, а репортаж выделил главную героиню читок - Светлану Тишкину из Луганска. Светлана Эдвиговна потеряла сына всего немногим больше месяца, но нашла в себе силы приехать на читку своей пьесы "Прима и шут". Память героя Сергея Тишкина почтили минутой молчания. А исполнение пьесы "Прима и шут" актерами Одинцовского Народного театра глубоко растрогало автора. Впрочем, растроганы были, если не все, то многие из авторов и присутствующих на читках - так горячо было старание артистов явить героева пьесы "в полный рост". Пришла пора назвать коллективы, взявшиеся за непростую задачу читок: открытие было поручено театральной труппе "Серебряный возраст" клуба "Активное долголетие" г. Одинцово и режиссеру Александре Лискиной. Коллектив читал и играл пьесу "Ба-ба-лэнд" Светланы Гуровой и Татьяны Комылиной. Персонажи, как нельзя лучше, разложились на артистов. Все зрители дружно пожелали спектаклю состояться в этом коллективе. "Звезды старшего поколения" из Голицыно под руководством Марины Ехвик почти полностью сыграли весь спектакль и снискали благодарного зрителя, которому хочется не столько слушать, сколько смотреть. Обсуждение прошло весело и непринужденно. Авторы водевиля "Паучья свадьба" целиком приняли увиденное и с благодарностью отнеслись к смелому эксперименту - поручить мужские роли дамам. Впрочем, актрисы очень старались и вполне уверенно чувствовали себя в ролях мужчин. Коллектив такой же лихой, как и водевиль и готов на любую авантюру, что несоменно добавляет исполнению водевиля шарма. "Все по классике" - так выглядела читка пьесы "Прима и шут" в исполнении Одинцовского Народного театра под руководством Светланы Лапшиной. Творческая группа читок соблюла закон жанра читки и по минимуму "играла", по максимуму читала. Только ближе к финалу режисссер позволил себе вкрапления музыки и несколько изменений по мизансцене. Получилось элегантно, но один из зрителей попенял за малую зрелищность. Придется научиться слушать и слышать - все-таки, это читки! Ведущим здесь является авторский текст.
Интересная, но спорная читка театра ОЛИМПИК под руководством Валерия Кулигина собрала самые противоречивые мнения. Дискуссия развернулась вокруг пьесы "Встретимся под мостом" Алексея Мелькова из Бийска. Если читать текст с листа, то пьеса интересна, захватывающа и динамична. Но почему-то в читке этого не случилось. Зато случилось другое - режиссер показал ряд интересных ходов в работе с пьесой, которые могут пригодиться его коллегам. Сам театр и режиссер - люди творческие, оригинальные и берутся за смелые эксперименты. Таким экспериментом и стала эта читка. Кстати, первая читка в творческом пути автора Алексея Мелькова! Пройти этот путь в три дня читок всем актерам и режиссерам помогал горячий энтузиазм первопроходцев - это потом пьесы будут ставить "большие театры", а сейчас нужно было дать им просто прозвучать, и этот голос обрела каждая вещь, создаваемая нашими дорогими авторами. Полезная критика и зрительские суждения были важны, но всего важнее была обоюдная благодарность авторов и артистов за подаренную друг другу радость творчества. Теперь мы ждем полноценных спектаклей по заявленным пьесам на ежегодный летний фестиваль "Театральная неделя в Одинцово", КОТОРЫЙ СОСТОИТСЯ В АВГУСТЕ!
| |
|
Всего комментариев: 0 | |