• Немчиновка, Советский проспект, д. 4
  • svetlana.lapshina.00@mail.ru
  • 8-915-464-58-87
/
Главная » 2019 » Февраль » 26 » Школьный театр.
10:25
Школьный театр.

 

История возникновения школьного театра восходит к Средним векам. Именно в школах в это суровое, полное запретов инквизиции время, находили приют простые бесхитростные формы. Сюжеты пьес были на религиозные темы и содержали обязательное нравоучение. Школьный театр Средних веков, по сути, являлся самодеятельным и не выносил свои спектакли за стены учебного заведения. Его зрителями были сами ученики и учителя. С помощью театра педагоги доносили до школьников церковные понятия и религиозную мораль.

В России школьные театры были образованы при Славяно-Латнинской Академии в правление царя Петра. Цели и задачи русского школьного театра отчасти перекликались с задачами школьных средневековых театров. Преподаватели, устраивающие спектакли, преследовали «внушение добродетели и нравственности». Сюжеты для таких постановок учителя брали из Библии. Учащимся надлежало два раза в год «делать комедии». Одно из дошедших до наших дней названий спектакля Славяно-Латинской Академии «Ужасная измена сластолюбивого жития», в которой действовали такие персонажи как Пиролюбец, Истина, Воздаяние, Отмщение и даже Церковь Православная. Но кроме назидательных задач, были у русского школьного театра еще задачи, отличающиеся от средневековых. Отпрыски благородных боярских фамилий, обучающиеся в Академии, исполняя роли, обучались хорошим манерам, громко и с выражением говорить, держаться «по правилам искусства». Все эти навыки были необходимы молодым русским дворянам за границей, чтобы как можно лучше представить свою страну перед иноземцами.

Но и для зрителей Москвы школьный театр сослужил добрую службу. Царь Петр приучал россиян к светской жизни, в том числе к посещению театра. Спектакли русского школьного театра были открыты для зрителя и собирали многочисленную публику.

Расцвет школьных театров в нашей стране приходится на середину ХХ века. В этот период почти в каждой школе действовал драматический кружок. Чаще всего руководил таким кружком учитель литературы, иногда преподавали профессиональные артисты театра или сами учащиеся проявляли инициативу и ставили спектакли без поддержки учителей.

В этот период репертуар школьного театра повторяет репертуар профессиональных театров. Учащиеся берутся за вполне «взрослые» темы и на школьную сцену выносится русская классическая драматургия. Ставятся спектакли и по литературным произведениям современных авторов. В 50-е – 60-е годы ХХ века театральный репертуар еще не делится на «взрослый» и «детский» так, как сейчас. Тем не менее, с развитием детского театрального творчества возникает необходимость и в специальном репертуаре для детского театра, на котором юные актеры могли бы учиться играть на сцене, приобретать базовые навыки актерского мастерства, раскрывать свой творческий потенциал.

Роль репертуара.

Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно.

Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, созданный руководителем с разными индивидуальностями и творческим почерком, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.

Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуара входят также воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным творчеством.

Требования к репертуару детского театра.

Сценическое воплощение пьесы в условиях детского театрального коллектива является средством духовного обогащения самих участников творческого процесса. Чтение и анализ пьесы, подробный разбор предлагаемых обстоятельств и персонажей зачастую влияют на формирование тех или иных личностных качеств юных исполнителей. Поэтому выбор репертуара должен рассматриваться как ответственный момент.

В процессе выбора репертуара для школьной студии каждый педагог руководствуется не только собственными предпочтениями, но и определяет какие воспитательные и образовательные задачи он сможет решить, работая над постановкой. Каждый театральный коллектив индивидуален, имеет свое лицо и общих правил по выбору репертуара, наверное, не может быть, но тем не менее есть определенные требования, которые стоит учесть при выборе пьесы.

Каждый педагог должен знать возможности ребенка-актера, позволяющие ему подробно разобраться во взаимоотношениях персонажей, понимать, посильна ли дли для него психическая и физическая нагрузка, которая требуется в процессе сценического воплощения пьесы. Ведь сценическое воспроизведение отличается от чтения или изучения литературного произведения на уроке более детальным анализом отношений и характеров героев. Исполнителю «должна быть ясна каждая фраза, она должна вызывать определенные конкретные представления, чувства, ассоциации. Наиболее спорным вопросом в работе режиссеров-педагогов был и остается вопрос о критериях доступности классики для сценической работы с детьми. Понимание классических произведений, в которых отражены жизнь и образы, очень далекие от знаний и опыта современных школьников, и при чтении, и при постановке представляет для них определенные трудности. Например, русская классическая литература в первую очередь имела в виду читателя взрослого, а не ребенка. Самый хрестоматийный пример - и сказки Пушкина, и рассказы Чехова предназначались взрослым. Следует отметить многолетнюю традицию сосуществования двух тенденций при отборе классики: в одних случаях руководители театральных коллективов стараются выбирать для постановки произведения авторов, которые не знакомы школьникам, например, Мольера, Гольдони, Лопе де Вега. Мотивируется это тем, что юным актерам интереснее работать с новым, привлекающим «езду в незнаемое» материалом. Другие (чаще всего это режиссеры детских коллективов, которые работают и учителями литературы) обращаются к произведениям, указанным в программе или рекомендуются для внеклассного чтения. При этом (как показывает практика театральных фестивалей) их постановки не являются наглядной иллюстрацией текста, а носят характер свободной трактовки произведения. Нередко, работая над знакомым художественным произведением, юные актеры открывают в нем много нового для себя, более полно проявляют собственную творческую инициативу, осознанно добиваются решения сложных сценических задач. При отборе пьес и инсценировок режиссеру-педагогу необходимо учитывать возможность освоения юными актерами смыслового и образного богатства языка. Как правило «литературные пьесы», в которых персонажи разговаривают много, их язык разнообразен, чаще всего подвергаются сокращению в процессе постановки. В работе с текстом обязателен разбор смысла каждой фразы, каждого слова роли, поэтому внимание к доступности языка произведения, будь то грамматический строй или словарный запас, так важно при выборе пьесы. Как показывает практика, бывают случаи, когда, увлеченные конкретными пьесами, предлагают их к постановке режиссеру-педагогу. Чаще всего это происходит с комедиями А.Н.Островского. Пока текст комедии разбирают в «застольном периоде», участники тонко подмечают юмор драматурга, сатирическое звучание многих сцен. Однако в процессе репетиций освоение текста отдельных ролей оказывается настолько трудным, что ребята начинают отказываться от исполнения. Интересно рассмотреть репертуар современного театрального коллектива с точки зрения жанровых предпочтений его участников. Очень показательны в этом смысле афиши театральных фестивалей, в которых играют дети. Наиболее популярны в них комедии, водевили и разнообразные сказки. Что совершенно объяснимо с точки зрения возрастных предпочтений. Школьники всех возрастов, а особенно подростки, очень отзывчивы на комическое, на эксцентрику. Жанр пьесы-сказки (народно-бытовые, героико-романтические, волшебные, сатирические, сказки-иносказания) может в значительной степени удовлетворять интерес подростков к произведениям, сочетающим страшное и смешное, возвышенное и комическое. Чрезвычайно редко в афише возникает жанр трагедии, как правило, к этому жанру обращается руководитель молодежного коллектива, имеющего опыт многолетней работы его участников. Сценическая работа над пьесой, в которой сложные социальные конфликты рассматриваются в драмах личных, семейных, связанных с глубокими душевными потрясениями, сложна даже для школьников юношеского возраста. Антипримеров обращения режиссеров к сложнейшим театральным текстам, к сожалению много. Назову лишь несколько: «Русалка» А.С.Пушкина, «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя, «Гроза» А.Н.Островского», «Король Лир» У.Шекспира. Стоит помнить, что для настоящего понимания отношений героев в таких произведениях у юных актеров нет достаточно прочной жизненной основы, следовательно, нет необходимой почвы для верного развития их воображения и эмоций при создании сценических характеров. Как показывает опыт современных фестивалей театрального творчества, многих режиссеров-педагогов привлекает работа со сложным постановочным материалом: европейская интеллектуальная драма, пьесы в жанре абсурда – А.Камю, Ж.-П.Сартр, Э.Ионеско. Безусловно, выбор определяется собственным интересом режиссера к творчеству данных авторов, а также пониманием готовности коллектива (как правило, это молодежная студия) проанализировать, разобрать и сыграть истории, далекие от позиций русского психологического театра. Следует обратить внимание на следующую художественно-педагогическую проблему, возникающую при обращении к материалу, в драматургическом конфликте которого активно сталкиваются «положительные» и «отрицательные» герои. Работа над ролью отрицательного персонажа даже для старших подростков является серьезной исполнительской задачей. Когда в пьесе в столкновениях героев, в их борьбе обнаруживается суть отрицательных поступков и намерений персонажа, для исполнителя важно ощущение «оптимистической перспективы» (А.С.Макаренко), возможности изменения персонажа к лучшему. Исполнение любой отрицательной роли предполагает отчетливое активное и непримиримое отношение к обличаемым в пьесе явлениям. Во всех случаях выбор репертуара требует от руководителя внимания к возрасту участников коллектива, понимания его специфики в решении задач по овладению сценической грамоты. Конкретное решение вопроса о выборе пьесы, инсценировки литературного произведения или композиции зависит от множества условий: от художественно-педагогических задач, которые ставит перед собой режиссер-педагог в данное время, от особенностей коллектива детей – их возраста, опыта сценической работы. Выбор репертуара для детских и юношеских театральных коллективов – дело трудное, ответственное, творческое.

Выбор репертуара для детских и юношеских театральных коллективов дело трудное, ответственное, творческое. При формировании репертуарного плана детской театральной студии педагог, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика, выбирает наиболее актуальное для его воспитания драматическое произведение.

Программа театральной студии ориентирована на усреднѐнные показатели соответствия тех или иных произведений уровню обучения учеников. В ней не могут быть указаны критерии выбора конкретных произведений в зависимости от характера дарования, специфики способностей и конкретного состояния актерских способностей ученика в данный момент. В этом педагог может полагаться только на свою интуицию и опыт.

Нужно постоянно иметь в виду самый общий принцип, на котором базируются все остальные. Этот принцип гласит, что работа над репертуаром должна содействовать развитию необходимых актерских исполнительских способностей и навыков, обеспечивать разностороннее художественное воспитание учеников, способствовать становлению его мышления и творческого мировоззрения, пробуждению эстетического вкуса.

Каждый ученик развивается по-своему, и, включая в репертуар то или иное произведение, не всегда можно быть заранее уверенным, что он сыграет его полноценно как с технической, так и художественной стороны. Поэтому нередко приходится искать нужную пьесу, концерт или этюд, учитывая при этом целый ряд обстоятельств и факторов в развитии именно данного ученика.

Если попытаться определить и сформулировать принципы подбора учебного материала, то одним из первых следует назвать прогрессивность репертуара. То есть ориентацию на эффективность, с которой выбранная пьеса будет способствовать разностороннему развитию учеников.

Если давать ученикам драматические произведения только «по силам», то вряд ли это будет способствовать развитию всех элементов его актерской индивидуальности. В то же время, если давать неокрепшему еще ученику произведение заведомо трудное, значительно превышающее степень сложности ранее поставленных произведений, то, хотя это и отвечает принципу прогрессивности, ученик может сыграть роль некачественно, а тогда пользы не будет, скорее вред. Выбирая то или иное произведение с учетом принципа прогрессивности, следует считаться с тем, насколько оно превышает сегодняшние возможности ученика и чего он сможет достичь в процессе работы над ним. Важно заранее прогнозировать, сможет ли он накопить нужные навыки в ходе работы над ролью и достаточно ли их будет для того, чтобы исполнить ее вполне свободно, без излишних умственных и физических усилий и донося до зрителя авторский замысел, стиль и характер произведения, его содержание.

Педагог должен, с одной стороны, уметь предварительно определить необходимый объѐм художественного и технического потенциала, а с другой - прогнозировать, сумеет и успеет ли данный ученик выработать недостающие качества и навыки в процессе непосредственной работы над ролью.

Педагог должен уметь определять степень подготовленности ученика к работе над данным драматическим произведением, учитывая возможность преодоления встречающихся в нѐм трудностей, целесообразность соответствующих усилий с точки зрения технического и актерского развития ученика, особенности его дарования и фактического состояния игры. При выборе репертуара важно обращать внимание не только на индивидуальность ученика, этап его исполнительского развития, уровень актерской и общей культуры, но и доступность драматического произведения в смысле постижения его содержания и формы. Чтобы понять, способен ли ученик охватить масштаб произведения, особенно если речь идет о масштабном, разумеется, нужно учитывать и реальный возраст ребенка, и степень его и интеллектуального развития.

Индивидуальные особенности развития ученика определяют педагогическую стратегию: либо движение его вперед, освоение более трудной в содержательном или в техническом отношении пьесы, либо - «остановка в пути», специальная работа над улучшением каких-либо актерских качеств ученика, совершенствование нужных навыков, преодоление недостатков и, в конечном итоге, повышение качественной стороны актерской игры.

 

Таким образом, можно подвести итог. Материал, выбранный педагогом для постановки в школьном театре, должен увлекать артистов, быть понятным для них, соответствовать возрасту ребят.

 

Категория: Делимся опытом | Просмотров: 87 | Добавил: odinteatr | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar