• Немчиновка, Советский проспект, д. 4
  • svetlana.lapshina.00@mail.ru
  • 8-915-464-58-87
/
Главная » 2014 » Июль » 16 » Наш первый Всероссийский!
10:50
Наш первый Всероссийский!

"Фестиваль-творческие мастерские "Театральные витражи" - это проект нового формата, платформа для обмена творческими достижениями, а также учебная база по различным направлениям театрального искусства" - так сказано в Положении фестиваля. И это правда! Особенно про учебную базу. Но обо всем по порядку.

Этим летом, (30 июня - 6 июля 2014 года), актеры нашего театрального коллектива  приняли участие в фестивале Всероссийского формата. "Театральные витражи" фестиваль относительно молодой, но в этом году празднует свой первый юбилей - 5 лет!

 

 

 

В течение 4 лет фестиваль принимал детские и юношеские театральные коллективы. А в этот раз в Положении читаем: "Без ограничений по возрасту". Мы обрадовались, подали заявку, собрались и поехали в город Заречный Пензенской области - место проведения фестиваля. И оказались самыми взрослыми детьми на этом празднике театра и дружбы.

 

 

Несмотря на то, что мы оказались первым и единственным коллективом актеров "за 40" с отрывом от большинства лет в 20, нас это не смутило! На "Театральных витражах" нет "детского " театра. Работы детских и юношеских студий, которые сюда привозят, достаточно сильны по режиссуре и актерскому мастерству - совсем не детскому. Составить конкуренцию любому "взрослому" театру он могут по уровню искренности и подлинной отдачи себя в роли. Плюс к тому, все ребята достойно подготовлены в техническом плане - танцуют, поют, хорошо двигаются. Однако, мы совсем не собирались бороться за места. Главное, что по-настоящему привлекает в этом фестивале, - это то, что соревновательный аспект заменяется обучающим. Мы приехали учиться!

Учиться у детей, у коллег-руководителей театральных студий, у театральных педагогов, которые проводят на "Витражах" мастер-классы. Средний возраст нашего актера 38 лет. У него не было театрального детства. В театр он пришел уже взрослым, поэтому ему необходимо срочно впасть в детство! Ведь именно в этом прекрасном возрасте можно поиграть всласть и от души!

 

На показ мы привезли спектакль по пьесе Ричарда Баэра "Рок-н-ролл на фоне чемоданов". И очень рисковали, т. к. спектакль был показан всего три раза, постоянно дорабатывался и шел очень неровно - премьера "на ура" и...  два показа ниже среднего. Была дилетантская надежда, что на фестивале обретем второе дыхание и на "мандраже и кураже" сыграем. Но даже если не сыграем, услышим отзывы компетентного жюри, которые нам помогут что-то понять и поправить. Нам просто необходим был профессиональный взгляд со стороны. В своем котле мы уже перекипели.Поэтому с такой радостью окунулись в праздничную атмосферу фестиваля.

 

Кроме праздничной атмосферы на фестивале отличная организация. Каждый театральный коллектив получает своего куратора, который помогает группе сориентироваться в городе, сопровождает актеров в переходах от одной сценической площадки до другой и помогает выяснить все возникающие вопросы. Ко всем, даже самым непредсказуемым ситуациям на фестивале, организаторами были проявлены настоящая чуткость и понимание. На время фестиваля кураторами стали и актеры ТЮЗа города Заречный. А во время церемонии открытия перевоплощались на ходу в персонажей театра и вели программу! Удивительные люди! Мы очень благодарны нашему куратору Екатерине за чуткость, внимание и терпение.

 

 

Кроме сопровождения каждому руководителю выдается на руки программа фестиваля. Подробно ознакомится с расписанием спектаклей можно и на афишной доске ТЮЗа, где часть коллективов показывает свои работы. Кроме сцены ТЮЗа для просмотра спектаклей и мероприятий фестиваля задействовано несколько площадок в центре города - просторная сцена ДК "Современник", сцена Детской Школы Искусств, площадка Дома Молодежи и музей-салон имени М. Ю. Лермонтова. Нам выпало показываться в ТЮЗе!

 

 Красивое здание! Сейчас там идет очередной конкурсный спектакль, а мы собираем у служебного входа наш реквизит - 23 коробки, которые мы привезли с собой из Одинцово! И очень волнуемся! Мы уже отсмотрели спектакли двух игровых дней и побывали на обсуждениях спектаклей других коллективов. Нам думается, что мы здесь не лучшие. Молодые ребята играют очень сильно. На призовой диплом мы и не претендуем. Хотя бы не ударить в грязь лицом. На ужин не пошли - готовимся. Сцену сможем "пощупать" в течение часа. Наш спектакль самый поздний в 20. 20. Да еще заявлен как 18+. Многие руководители не рискуют привести своих подопечных. Но нам придется рисковать!

 

                                                    

 

Все сводки с фронтов фестиваля появляются на информационной доске. Фотографии нашего спектакля в числе прочих. Приятно! Кажется, вчера справились. Прямо в процессе спектакля актеры открыли для себя те особенности площадки, которые ускользнули от режиссера при просмотре сцены. Оказалось, что оба выхода со сцены ведут в закрытые порты, не сообщающиеся с проходом за задником. Таким образом, актеры оказались лишены возможности попасть из одной кулисы в другую, так, чтобы не видел зритель.  Пришлось изобретать другие возможные перемещения. В это время режиссер находился наверху в будке светооператора и звуковика, и терялся в догадках: отчего это актеры не соблюдают  входы и выходы с тех сторон откуда им указано. Но общей картины эта накладка не испортила.

 

                                                      

 

В общем, отстрелялись! Теперь можно смотреть работы других коллективов спокойно и ни с кем себя уже не сравнивать. А на фестиваль приехало около 25 театральных студий из разных уголков нашей страны: Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, Архангельск, Краснокамск и Красноярск, Нижний Тагил, Москва, конечно же; Новосибирск, Троицк, Нижний Новгород...  Простите, если кого не назвали. Некоторые коллективы привезли по два спектакля, а студия "Дверь" из Москвы целых шесть! И приехала составом в 53 человека! Хочется побольше посмотреть, и мы короткими перебежками с программой в руках перемещаемся от одной площадки до другой и смотрим, смотрим, смотрим...

                                        

 

                                          

 

В основном, мы следим за работами старшей группы, к коей тоже принадлежимНам очень понравился спектакль "Эти свободные бабочки" народного театра "Балаганчик" из Троицка, работа театра "Эврика" из Тюмени по рассказам Чехова, "Жаворонок" Жана Ануя в исполнении актеров студии "МаскаРад" из Новосибирска, спектакль "Метель" по произведениям А. С. Пушкина коллектива "Попкорн" из города Глазова и зарисовка с удивительным названием "Этот вечный спор .. или исследовательская работа на тему: "Влияние любви на формирование личности на примерах литературного материала" театрального коллектива "Маски" из Челябинска. Всего же мы за три дня просмотрели 12 спектаклей. Были и другие замечательные работы, но мы их, к сожалению, не успели посмотреть - спектакли шли одновременно на трех площадках Заречного. Программа фестиваля очень насыщенная - кроме конкурсного показа запланированы поход в музей города Заречный, вечер поэзии М. Ю. Лермонтова, дискотека, моноспектакль актера Евгения Кыхалова из Питербурга "Тринадцатый апостол", конкурс уличных представлений... Мы возвращаемся в санаторий им. Володарского , где нас разместили, только в 11-ом часу. А руководитель после обязательного вечернего обсуждения спектаклей отсмотренных за день, уезжает на такси за полночь. Однако, усталости нет ни на грамм! Мы успеваем еще и сбегать искупаться на Зареченский пруд!

 

                                                                                          

 

День четвертый. Настало время тренингов. У актеров сцендвижение, сценречь и актерское мастерство. Со старшей группой работают: Волынцев Олег Анатольевич - режиссер по пластике, доцент кафедры сценической пластики РАТИ ГИТИС (г. Москва), Васильев Юрий Андреевич - заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства, Волков Владимир Павлович - режиссер, педагог по актерскому мастерству, доцент кафедры режиссуры Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Кроме званий, все трое еще и замечательные люди. Вообще, все педагоги, независимо от того, с младшей группой они занимаются или со старшей, на "Театральных витражах" очень хорошие и опытные. За три дня тренингов актеры получают не только технические навыки, знания и умения, а глубоко по-человечески раскрываются. А разве это не самое главное в искусстве актера - быть Человеком?

 

                             

 

На сцендвижении практикуются в азах парной акробатики - пристройка к партнеру, взаимодействие с ним, фиксация позы, удержание равновесия. Все очень просто, но... не просто. В упражнении люди взаимодействуют друг с другом впервые, а доверять им приходится друг другу на 100 %. Иначе ничего не выйдет. В парах с нашими актерами часто оказываются ребята из студии "Синий краб". За три дня тренингов все очень подружились. Групповой этюд на пристройку выглядит достаточно гармонично.

 

                                                      

 

Сценречь. Здесь тоже работают в парах и в группах. Юрий Андреевич Васильев добивается от группы не только ритмичного звучания скороговорки, но и воплощения события, заложенного в тексте. Хитом тренинга стала скороговорка: "Билли Боба бил-бил, Боб Билли бил-бил! Били-били оба: Билли бил Боба, Боб бил Билли - победил Вилли!" Актеры ОЛТ с увлечением декламируют ее в перерывах между занятиями, во время очереди в столовую и в других, подходящих для спонтанного тренинга случаях. После тренингов записываем упражнения, обмениваемся впечатлениями, общаемся с актерами из других студий.

Актерское мастерство, благодаря Владимиру Павловичу Волкову,  превращается в удивительный урок любви к миру и к людям. "Музыкант может быть эгоистом, актер - нет. Музыкант любит свой инструмент, актер любит людей". Эта истина должна бы звучать с каждой кафедры каждого театрального ВУЗа. Участники "Театральных витражей" постигают ее стоя на коленях почти 1, 5 часа. Это не изощренное издевательство педагога над доверчивыми учениками. Это лишь поза, необходимая каждому актеру, в которой выпрямляется позвоночник, раскрывается диафрагма и освобождается дыхание. А знакомое всем четверостишие Агнии Барто "Уронили мишку на пол..." становится словами радости, гнева, печали и просветления. Тренинг Волкова бесполезно пытаться повторить, даже если выучишь и проделаешь все действия, совершаемые в его процессе. Главное в этом тренинге - сам педагог, который тратит себя на каждого и всех вместе с огромной любовью. Несмотря на трудное и долгое стояние на коленках, сопротивления педагогу не возникает. Ты вдруг обнаруживаешь в себе огромный запас сил, воли и мужества, позволяющих простоять так хоть целый день. А еще, в тебе открывается неиссякаемый источник любви и потребность отдавать. Понятия "театр" и "служение" становятся равноценными и ты осознаешь истинное назначение актера.

                                               

 

Режиссеры в это занимались сценографией с Виктором Николаевичем Архиповым - руководителем мастерской  сценографии РАТИ ГИТИС. Виктор Николаевич подробно и терпеливо выслушивал режиссерские заморочки и жалобы по поводу условий, в которых приходится работать: ничтожно малого пространства сценической площадки; наличия или отсутствия колонн; применять ли пандус или вешать тряпочку... И каждому отвечал по существу вопроса, разрабатывал сценографические решения планируемых спектаклей,  тут же делал наброски плана сцены, создавал концепции спектаклей из одной-двух деталей. И каждый раз его решения были неожиданными и оригинальными. Режиссеры выходили завороженные, но и в завороженном состоянии продолжали задавать сценографу вопросы.

                                                             

 

Три дня обучения пролетели, как один. В день закрытия нас ждет подведение итогов и отъезд. Мы сидим себе в зале и даже представить себе не можем, что нас будут вызывать! На обсуждении про наш спектакль говорили хорошо и мы на этом успокоились. Оказывается это не все! Нам присудили Диплом I степени в номинации "Малые театральные формы", актеры Дмитрий Пряжников и Алексей Цымбал взяли диплом "За очаровательный комический дуэт", а режиссер удостоился еще и диплома "За отчаянную любовь к эксперименту". Как это могло случится? Мы страшно обрадовались и бегом на сцену за дипломами!

                                 

 

Но главное, не дипломы, конечно, а то, что мы за эту неделю по-новому посмотрели на то дело, которым занимаемся - на театр, на людей, друг на друга, на мир. Много хотелось сказать слов благодарности всем педагогам, организаторам фестиваля, его инициатору - Олегу Волынцеву, актерам ТЮЗа и всем-всем-всем, кто был причастен к этому празднику театра. Кого-то успели поблагодарить, кого-то - нет. Автобусы поданы. Пора в дорогу. Ребята из "Синего краба" на прощание сделали нам чудесный подарок - сувенирный мешочек с набором приятных и памятных мелочей. Успели сделать фото на прощание.

Очень дружеские отношения возникли у нас и с театром "Эврика" из Тюмени - мы искренне желали друг другу удачи перед показами и радовались друг за друга. У юных артистов этой студии большой потенциал и они себя еще покажут!   Установили контакт с театром "Балаганчик" из Троицка. Живем рядом - в Подмосковье - можем бывать друг у друга на спектаклях. Предвкушаем талантливые работы этого коллектива - актеры и режиссер, кажется, очень хорошо понимают друг друга.

 

                           

 

В автобусе до Пензы мы едем с театральной студией из Челябинска и нестройно, но вдохновенно им подпеваем. А когда не знаем пени, слушаем. Прощаемся на вокзале. Всем и светло, и радостно, и грустно, как это бывает при прощании. Впереди у нас, наверное, еще будут разные фестивали, но наш первый Всероссийский запомнится навсегда. Очень хочется вернуться сюда еще. А может быть и вернемся! Ведь Дима Пряжников забыл в ТЮЗе свои ботинки!

 

В фестивале принимала участие творческая группа спектакля "Рок-н-ролл на фоне чемоданов" - Светлана Лапшина, Галина Соловей, Расул Османов, Дмитрий Пряжников, Алексей Цымбал.

Еще об участии театра в фестивалях

 

Категория: Последние события | Просмотров: 1294 | Добавил: odinteatr | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 31 2 3 »
avatar
1 N • 13:11, 29.07.2014
молодцы! хочется даже еще раз посмотреть этот спектакль.
1-1 2-2 3-3
avatar