17:50 Работа над водевилем. Опытом делится Светлана Лапшина. | |
Особенности водевиля
Без внутренней характерности, без гиперболического заострения какой-то черты характера в водевиле также не обойтись. «Водевиль – это совершенно своеобразный мир, населенный существами, которых не встретишь ни в драме, ни в комедии, ни в трагедии, - говорит К. С. Станиславский. … Мир водевиля – это совершенно реальный мир… Персонажи… очень жизненны и просты… это самые обыкновенные люди. Их особенность – это то, что они абсолютно во все верят». Детская вера во все, что предлагает герою водевильная ситуация, вера в самые невероятные происшествия, наивность – вот чаще всего встречаемая черта водевильных героев. И еще одержимость своей целью, страстное желание ее достичь, несмотря ни на какие препятствия. В то же время герой водевиля легко отвлекается от своей цели, если на ее пути встречается другая, более пленительная. Наивность, вера, одержимость своей целью – краеугольные камни водевильного характера. Но внутренняя характерность никак не исключает характерности внешней. «Внешняя характерность объясняет, иллюстрирует и, таким образом, проводит в зрительный зал невидимый внутренний душевный рисунок роли». Следовательно, внешняя характерность служит дополнением характерности внутренней, составляет с ней единое целое.
Реплика «а парт».
Репликой «А парт» герой обращается к зрителям в самые важные моменты своей жизни, в минуты наисильнейших переживаний. «А парт» подчеркивает те или иные черты характера действующего лица, заостряет действенность его поведения. «А парт» является неотъемлемой жанровой чертой водевиля. Это та сфера жизни образа, которая наиболее способствует рождению «импровизационного самочувствия», так как «а парт» не позволяет актеру ни на минуту «забыть», что он «играет» свою роль перед зрителем. И в то же время вера зрителя в игру, как в настоящую (сценическую, конечно!) жизнь, питает, подкрепляет и актерскую веру в «подлинность» сейчас происходящей вымышленной жизни. Герой водевиля может лгать кому угодно, может скрывать свое настоящее отношение к другим действующим лицам от них же, но он никогда не лжет зрителю в своих «а парт». Со своим другом-зрителем он всегда искренен. Обнажая перед зрителем самые интимные стороны своих чувств и отношений к другим действующим лицам водевиля, герой его «волен» уйти со сцены и как бы переселиться в зрительный зал, быть заодно со зрителем, смотреть с ним вместе со стороны на то, что происходит на сцене. Через «а парт» водевильный герой борется за симпатии зрителя к своим затеям, или за антипатии к своим противникам. «А парт» не может не быть подлинным действованием здесь, сегодня, сейчас, ибо каждую минуту оно обращено к живому, серьезно, взаправду живущему и ничего не играющему партнеру-зрителю. Зритель становится как бы действующим лицом в спектакле водевильного жанра. И если в «а парт» нет подлинного действия, нет подлинного актерского желания получить от своего партнера-зрителя отдачу (симпатии), сочувствие, смех, аплодисменты или привлечь его особо активное внимание, то «а парт» ( а значит, и правда сценической жизни актера в данный момент) не состоялось. В этом реалистическое и театральное свойство одной из наиболее ярких жанровых черт водевиля – «а парт». «А парт» водевиля всегда лежит на линии сквозного действия героя. Это, так сказать, хребет роли, выражение какой-то грани сверхзадачи.
Куплет в водевиле. Куплет – порождение водевиля, его законное дитя. Что же может дать актеру куплет, этот «нерв водевильного жанра»? «Куплет никогда не может быть бездушен», - говорит К. С. Станиславский; куплеты почти всегда отмечают кульминационные моменты в той или иной сцене, поэтому они всегда заключают в себе наиболее сильные актерские задачи для исполнителя, наполнены наиболее искренними чувствами. Большую и непоправимую ошибку совершают те, кто полагает, что куплет в водевиле – это развлекающий и отвлекающий от главного действия сценический момент». Но вот утверждение другого мастера и знатока водевиля – Ф. Кони: «Куплет придает пьесе рельеф!» Если в разных водевилях проанализировать куплеты, то мы увидим, что по характеру прямого действия они делятся на несколько видов.
а) вступительный куплет, представление самого себя или других действующих лиц, предуведомление зрителя о том, что сейчас будет б) заключительный куплет, или, как его называли в старину, «водевиль», - просьба не очень журить за шутку, за исполнение, поощрить – похлопать, или вывод – мораль водевиля, его идея в) куплет – посвящение (по ходу действия) зрителя в свои чувства, переживания, свои намерения или сообщение зрителю о некоторых особенностях своей биографии, своего характера г) так же, по ходу действия, сообщение зрителю о своем партнере, о его качествах, отношении к нему, высмеивание, порицание или, наоборот, восхищение им – все это явления одного порядка, а именно общение со зрителем д) куплеты, используемые автором как средство литературной полемики, куплеты, порицающие существующий строй, бичующие взяточничество, бюрократизм, злую цензуру и т. д. Иногда куплеты такого рода сюжетно не связаны с содержанием водевиля.
Хотя действенная основа этих двух видов куплетов одинакова, построена на общении, но все-таки непосредственное общение с партнером и общение со зрителем через рампу, естественно, технически осуществляется по-разному. Есть куплеты совсем уж разговорного характера: подпевание, напевание, произнесение слов на музыке без попытки петь или же переход от пения в середине музыкальной фразы к прозаической речи, и, наоборот, - быстрый, «без передышки», переход от разговора к пению. И есть куплеты «ариозного характера», которые в свою очередь могут делится на лирические, элегические, романсные и балладные. Иногда водевильный куплет переходит в подражание народной песне, встречаются и куплеты с хором. Словом, техника куплета – это раздел мастерства, требующий сознательного отбора средств выражения «жанра» или «стиля» куплета, а следовательно, и большой тренировочной работы… Один только маленький, бесхитростный, казалось бы , куплет – а за ним море возможностей для актера проявить свое искусство. Вместе с куплетом в водевильный спектакль входит и музыка, и танец, и подтанцовка. На первых порах у актера обязательно что-то не будет получаться. То он не сможет перейти от разговорной речи к пению «с той же ноты» - это требует специальной тренировки, умения, навыков. То у него не будет четкой дикции при скороговорках и особенно в пении – это тоже требует специальных навыков. То не сможет одновременно и петь и танцевать – это требует тренажа! То, наконец, овладев темпом и текста и движения, он забывает о своей задаче. Все это требует умения, навыков, мастерства! Е. Лепковская.
Сборник «Русский водевиль», Искусство, Москва 1970
| |
|
Всего комментариев: 0 | |