• Немчиновка, Советский проспект, д. 4
  • svetlana.lapshina.00@mail.ru
  • 8-915-464-58-87
/
Главная » 2014 » Июль » 28 » Улыбка мастера.
18:21
Улыбка мастера.

Лето 2014 года подарило актерам нашего коллектива еще одно замечательно событие. Нам повезло посетить дом-музей Мейерхольда в Пензе. Мы возвращались с фестиваля "Театральные витражи", до поезда оставалось еще несколько часов и мы приняли правильное решение: оставляем вещи в камере хранения и идем в гости к режиссеру-экспериментатору, теоретику и практику театрального гротеска, изобретателю биомеханики. И мы отправились на улицу Володарского дом 59.

Тут же отметили интересную закономерность - на время фестиваля нас поселили в санатории имени Володарского и нужный нам музей находился на улице Володарского! Будучи мистически настроены, как и все, кто занимается театром, мы решили, что это несомненно что-то значит! Непонятно, правда, что именно, и почему нас так любит товарищ Володарский? Впрочем, загадка, рано или поздно, но обязательно нам откроется!

И вот мы стоим у крыльца дома, где появился на свет Карл Казимир Теодор Майергольд. Имя Всеволод он возьмет лишь в 21 год, и назовется так в честь своего любимого писателя В. Гаршина. Один только вид дома и расположенной рядом с ним скульптурной композиции, - Мейерхольд спиной к улице делает шаг на крыльцо и протягивает руку к двери, - уже впечатляет. Мы еще некоторое время разглядываем это чудесное здание - потемневшее дерево, крыльцо и наличники на окнах, и афишу на боковой стене исторического здания. И, как все туристы, запечатлеваем себя на фоне памятника.

Благоговейно вступаем. Тишина. Оказывается у экскурсовода обед. Приходите через час. Что ж, мы вернемся! Час разгуливаем по улицам Пензы и поражаемся сохраненному историческому облику города. Про наши впечатления от Пензы нужно бы создать дополнительный материал. Это очень интересный город. По улице Московская мы доходим до памятника первым поселенцам, любуемся открывшемся со смотровой площадки видом и подпадаем под очарование особой Пензенской перспективы. Город расположен на перепаде высот - когда стоишь наверху открывается голубая туманная даль, таинственная и зовущая к себе. Кажется, если пойти по улице, ведущей прямо к заманчивой перспективе, так сразу же там и окажешься. Расстояние небольшое. Но стоит устремиться навстречу этому миражу, как он коварно пропадает. Это вы спустились вниз с холма в низину и бесперспективно тащитесь по тротуару вдоль пыльного шоссе. Вдали нет ни голубого неба, ни туманной загадочной дымки, а лишь скучная и бесконечная улица в гору. Ясно, что ваш поход будет продолжаться целую вечность, а ноги уже устали, и вы осознаете всю бессмысленность своей затеи и возвращаетесь назад. Но стоит вернуться на исходную точку, как вот она - голубая даль.

Идти в туманную даль, конечно, очень романтично, но мы уже выбрали музей. Через час с хвостиком стоим у кассы и просим себе экскурсию. Зачем-то мы ляпнули экскурсоводу, что мы артисты любительского театра из-под Москвы! Совершили трагическую ошибку. Наш экскурсовод, решила, что мы все знаем про Мейерхольда, как про мастера сцены, и повела свой рассказ по вдохновению, останавливаясь на тех эпизодах жизни Мастера, которые нам должны быть уж совсем не известны. Стройной системы мы не вынесли, но зато с головой окунулись в атмосферу жизни уже ушедших обитателей этого дома. Поэтому, будем говорить только о своих впечатлениях, а о биографии Мастера здесь.

В первой же зале нас встретил Неизвестный из "Маскарада" М. Ю. Лермонтова. Эскизы костюмов к этой постановке делал художник Головин. Творческие поиски сценического решения "Маскарада" продолжались в течение шести лет. Головин утверждал, что сделал не менее 4000 рисунков, которые постоянно переделывались в процессе работы. Мастер тщательно отбирал детали. Несомненно "Маскарад" Мейерхольда был шедевром. Один только образ Незнакомца без полного сценического антуража заявляет атмосферу всей пьесы - зловещую и торжественную. Кажется, что даже звучит голос Неизвестного, пророчествующего Арбенину:"Несчастье будет с вами в эту ночь". А напротив висит портрет Мейерхольда кисти Григорьева. Неизвестный смотрит прямо на него. Мистика - слова Неизвестного, скажи он их здесь и сейчас, оказались бы адресованы Мастеру.

Трагическая судьба режиссера оказалась запечатлена в портрете задолго до его гибели. Художник написал картину в 1916 году. Мейерхольд словно отшатывается от какой-то неумолимо надвигающейся силы, а за спиной его фигура в красном, напоминающая палача. На самом же деле Григорьев рисовал его в образе Дориана Грея. Но провидение водит рукой каждого, кто дорастает до звания Художника.

Мейерхольд был репрессирован в 1939 году властью, которую он принял сразу и безоговорочно. Первый режиссер -коммунист активно искал способы построения нового театра, созвучного времени. Его поиски касались не только области актерского искусства, но и оформления сцены. В период с 1918 до времени ареста Всеволодом Эмильевичем было поставлено 28 спектаклей. Среди них "Мистерия-буфф", "Баня", "Клоп" В. Маяковского, "Лес" А. Н. Островского, "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, Ревизор Н. В. Гоголя, "Горе уму" А.С. Грибоедова, "Дама с камелиями" Дюма- сына...

 

Причина расстрела Мастера до сих пор так и не указана конкретно. В приговоре значится, что режиссер обвиняется в шпионаже и сотрудничестве с иностранными разведками. Даже после реабилитации, ( посмертно в 1955 году), истинной причины исследователи так и не могли назвать. Есть предположение, что гибельным для Мастера оказалось письмо его супруги Зинаиды Райх к Сталину. Листки приговора, выложенные в музейной витрине, трудно читаемы - почерк неразборчив. Даже когда пытаешься вникнуть в смысл написанного, мысли путаются, и, прочитанные слова, трудно выделить в четкую формулировку. Только ощущение грусти. И все.

Ощущение - стало главным словом нашей экскурсии. Именно ощущение - грусти, светлой печали, чего-то таинственного, неожиданного, ощущение чьего-то незримого присутствия было у всех наших актеров. Но страшно не было. Было любопытно. Мы так прониклись коллективным ощущением особой плотной атмосферы дома, что не удивились бы, если бы в старинных зеркалах семьи Мейерхольдов увидели не свое отражение, а взгляд одного из уже ушедших обитателей этого дома. Даже ждали этого чуда. И не испугались бы, случись такое на самом деле - здесь царит какая-то удивительная, успокаивающая доброта. Все улыбались невольно, даже тогда, когда рассказ экскурсовода касался драматических событий жизни Мастера. Здесь витал Дух. Нам разрешили фотографировать и часть фотографий оказалась вот с таким эффектом.

Кто-то скажет "Брак", но для актера - человека театра - это "Дух". И Дух был к нам явно благосклонен. У всех в нашей команде вдруг поднялось настроение, а в сердцах поселилась тихая радость. Мы ходили и удивлялись, что нам коллективно хорошо и уходить не хочется. Экскурсия завершилась в зале "Театра Доктора Дапертутто". Театр существует при Доме Мейерхольда с 2001 года и является одним из самых востребованных в регионе. Занимает он один из залов музея и выглядит очень уютно. Нашим актерам разрешили походить по сцене и потрогать декорации и предметы. И вот что из этого вышло.

 

 

Детское любопытство, так присущее всем взрослым актерам, подвигло их к исследованию каждого уголка сцены. Ну, и конечно же, стихия сцены требует воплощения образа. Тихая радость превратилась в громкую. Все оживленно обменивались впечатлениями, забыв, что они в музее. "Хорошо" стало главным словом в нашем диалоге. И только режиссер сидел в зале и думал, как и положено режиссеру.

И тут его режиссерскую голову посетила Мысль... Все не случайно! Несколько часов назад на фестивале "Театральные витражи" нам вручили Диплом I степени в номинации "Малые театральные формы", актерам диплом "За очаровательный комический дуэт", а режиссеру "За отчаянную любовь к эксперименту". К эксперименту! Мы удивлялись. Это было самое неожиданное - эксперимент. Сознательно никакого эксперимента мы не ставили, режиссер - консерватор по сути своей, спектакль без каких-либо "фишек" - традиционный. И вдруг нас поздравляют с экспериментом, который мы даже разглядеть в своей работе не в состоянии. Почему? Наверное, Великий Экспериментатор Мейерхольд улыбнулся нам. Мастер, в чей Дом мы зашли, словно благословлял нас на дальнейший путь - эксперимента, пробы, поиска - театра. Нового театра, о котором мы еще не знаем, но который уже предчувствуем. Мы вышли из Дома Мейерхольда. До поезда оставалось еще пара часов. Мы зашагали по направлению к вокзалу. Поезд должен был увезти нас в Москву - к нашей прежней жизни. К нашему маленькому театру в Немчиновке на базе поселкового ДК. Но мы понимали, что теперь у нас все будет по-другому. И мы к готовы к переменам!

В гостях у Мастера были: Галина Соловей, Дмитрий Пряжников, Алексей Цымбал, Светлана Лапшина.

Категория: Последние события | Просмотров: 1129 | Добавил: odinteatr | Рейтинг: 5.0/21
Всего комментариев: 0
avatar