• Немчиновка, Советский проспект, д. 4
  • svetlana.lapshina.00@mail.ru
  • 8-915-464-58-87
/
Главная » 2013 » Июль » 25 » История. Театр на земле Одинцовской.
12:35
История. Театр на земле Одинцовской.
 
  Актеры ОЛТ всегда живо интересовались культурным прошлым своего города. Удалось собрать некоторые  исторические сведения и факты о театре в Одинцово и его окрестностях. Хранительница Одинцовского краеведческого музея Нина Иосифовна Акимова оказала большую помощь, предоставив некоторые материалы и указав источники, откуда можно почерпнуть информацию.
 
   Изучая документы, можно убедиться, что собственного официального театра в конце XIX века в Одинцово не было. Роль театра выполнял в те времена обычный балаган, который в дни ярмарок открывал свои двери самым разным слоям населения. Описание этого балаганного действа можно найти в книге "Страницы жизни" известной актрисы Камерного театра  Алисы Коонен.
Как знать, может быть, именно эти яркие детские впечатления разбудили в девочке желание стать актрисой?...
 
   «Самым ярким впечатлением моего детства была ярмарка в Одинцово, в то время большом торговом селе. Местная учительница была приятельницей моей мамы, и мы каждое лето в дни ярмарки приезжали к ней.
 


   Об этой ярмарке мне хочется рассказать поподробнее. Центром ярмарки для меня был театр - аттракцион «Павла Трошина». У входа обычно стоял сам хозяин - огромный рыжий мужчина - и зазывал посетителей, громко выкрикивая: «Почтеннейшая публика! Сегодня вы увидите в театре всемирно знаменитых артистов, а также чудеса техники и иллюзий». Программа этого театра-аттракциона навеки запечатлелась в моей памяти. И я потом множество раз изображала всех «всемирно знаменитых артистов», как неизменно называл их Трошин. Начинался спектакль обычно с выступления любимицы публики Катерины Ивановны. Коронным номером ее был чувствительный романс, который начинался словами: У церкви кареты стояли, Там пышная свадьба была.." Принимала ее публика восторженно, бабы жалобно качали головами и утирали слезы, особенно когда певица низким, прочувствованным голосом выводила: Вся е белом атлаце лежала Невеста в р-р-раскошном гробу... Я, забыв о сладких стручках, лежавших на коленях, неистово аплодировала певице. Боевым номером была «женщина-рыба». Трошин объявлял ее выступление так: «Сейчас вы увидите аттракцион-иллюзю «Женщина-рыба или русалка». И пояснял, указывая палкой: «Сверху у нее все как полагается, зато снизу вместо ног рыбий хвост. Мария Ивановна, помахайте хвостиком». И толстая Мария Ивановна с распущенными волосами, сидевшая в каком-то зеркальном ящике, к общему восторгу, действительно, приветливо помахивала рыбьим хвостом. 

   Но самым эффектным номером, имевшим шумный успех, была «всемирно известная татуированная женщина». Она появлялась в полинявшем шелковом плаще, до лоры до времени скрывавшем ее грузную фигуру. Торжественно выводя ее за руку, Трошин говорил: «Матильда Федоровна имеет на теле своем изображения великих императоров. Она не пожалела своего тела, прожгла его огнем, чтобы навечно сохранить их изображение. Матильда Федоровна, предстаньте перед публикой». Матильда Федоровна подходила к краю сцены, ловким движением сбрасывала плащ и являлась в более чем откровенном туалете, с телом, испещренным татуировкой. Указывая бамбуковой тростью на ее глубокое декольте, Трошин тоном ученого гида пояснял: «Как вы видите, на левой груди ее наш великий император Николай 2-й, да пошлет ему господь долгие годы. На правой груди, наоборот, немецкий император Вильгельм». Выждав некоторое время, Трошин энергично поворачивал. Матильду сначала левым, потом правым боком и, тыча в ее руку бамбуковой палкой, объяснял: «На этой руке у нее инператор Наполеон или, по-французскому, Бонапарт, на правой руке опять же немецкий император Фридрих Великий». Главный эффект Трошин приберегал к концу. Он поворачивал Матильду спиной. Это было страшное зрелище, вся спина ее была разрисована каким-то изображением. Трошин торжественно провозглашал: «Здесь вы видите нашего великого русского императора Петра Великого на коню!» В публике началось страшное волнение, все толпились вокруг сцены, стараясь рассмотреть, где император и где конь.
     Хочется вспомнить еще Маньку-певунью, разбитную, азартную девчонку, с заразительной веселостью распевавшую самые душещипательные романсы. Больше всего мне нравилась песня, которую она пела удивительно лихо, даже слегка приплясывая: Пускай могила меня накажет За то, что я его люблю, Ах, я могилы да не страшуся, Кого люблю, со тем помру. Мне очень нравилась вся атмосфера ярмарки: выкрики продавцов, зазывающих прохожих к своим ларькам, звуки гармони и шарманки, хороводы девушек на поляне. Тут же в толпе кувыркались на затрепанных ковриках бродячие акробаты, со скрипом вертелась видавшая виды карусель".

 


Документальная фотография с ярмарки в Одинцово
подтверждает это красочное описание.
 
     В те годы ( середина-конец 1890-х годов), Одинцово было дачным поселком. Из книги "Одинцовская земля" мы узнаем: "В летние месяцы население Одинцова увеличивалось в 2-3 раза. Здесь действовал летний театр "Прометей", хозяйкой которого была мадам Грушке.  В театре выступала труппа московских артистов, ставившая водевили и короткие пьесы. Два сезона прошли успешно, но третье лето почти все время шли дожди и театр "прогорел".

  
Вот пока и все. Каких-либо фактов или сведений о том, что
на рубеже 19-20 веков в селе  Одинцово действовал свой репертуарный театр нам разыскать не удалось. Очевидно, что его не было. Но изучение истории обнаружило два любопытных факта:
 
    1. В поселке проводил летние месяцы известный русский актер  П. Н. Орленев.

 
 
        Павел Орленев уделял большое внимание развитию народного театра. Такой театр он организовал в Сызрани. Известны упоминания, что он же был организатором бесплатных спектаклей для крестьян в Голицыно.

    2. Владелец Одинцовских кирпичных заводов  Василий Якунчиков, ( в его доме и располагается Одинцовский музей), был женат на родной тетке Константина Сергеевича Станиславского. А в его московском доме на Кисловке ныне расположен Государственный университет театрального искусства - ГИТИС!

   Материал для изучения взят из книг
   "Одинцовская земля" Москва 1994 г
   "Под покровом Божией Матери" Ильина В. В., Одинцово 2008 г.
  Продолжение следует.

Читайте также: "Театр на Баковке 100 лет тому назад"


 
   
Категория: Последние события | Просмотров: 2089 | Добавил: odinteatr | Рейтинг: 5.0/18
Всего комментариев: 0
avatar