14:23 В гостях у Островского | |
Юбилей - это поздравления, банкеты, букеты, конфеты и тому подобное. Наш юбилей мы решили отметить совсем иначе. Памятую о том, что первый спектакль театра был сыгран в день рождения А. Н. Островского (31 марта по старому стилю), коллектив отправился в дом-музей любимого драматурга на экскурсию. На следующий же день после дня юбилея - первого апреля, все артисты дружно собрались у входа в музей. Десять лет тому назад коллектив ОЛТ уже приезжал к Островскому в старое Замоскворечье, чтобы познакомиться поближе с эпохой драматурга, узнать о его жизни и творчестве, окунуться в атмосферу быта того времени. Но с тех пор столько изменилось... И вот совсем другим, обновленным составом труппы, мы на ступеньках дома, где когда-то началась жизнь драматурга-реалиста и крупного театрального деятеля.
Все эти годы Александр Николаевич был благосклонен к нам и позволил поставить три спектакля по своим пьесам: "Не все коту масленица", "Свои люди - сочтемся!" и "Доходное место". В планах у театра еще одна работа по пьесе Островского. А может быть еще не одна... Ведь характеры в пьесах драматурга настолько интересны для актерского воплощения, что работая над ними, артист приобретает школу мастерства. А темы пьес будут находить отклик в любое время, в любой социальной среде. Поэтому для группы ОЛТ в первую очередь представляли интерес экспозиции, связанные с работой драматурга в театре. Фотографии актеров и актрис, театральные афиши, макеты к спектаклям Островского не только подробно рассмотрели, но и запечатлели.
Комнаты дома Островского на втором этаже посвящены самым известным его пьесам: "Гроза", "Бесприданница", "Доходное место", купеческая комната позволяет представить себе обстановку спектакля "Свои люди-сочтемся!", а выставочная витрина с театральными принадлежностями напоминает о ряде пьес, где героями стали сами актеры - "Без вины виноватые", "Таланты и поклонники", "Лес". Пейзажи Замоскворечья дополняют картину того времени. Возможно в таком дворе и проживали Дарья Федосеевна и Агния - героини пьесы "Не все коту масленица", а под окошками у них ходил бедный влюбленный приказчик Ипполит.
У каждого артиста ОЛТ в спектаклях по Островскому по несколько сыгранных ролей. Сравнивать себя с актерами Малого театра эпохи Островского дело неблагодарное, но было очень интересно узнать как воплощали бессмертные образы те, кому режиссерские указания мог давать сам автор.
Алексей Цымбал детально изучил постановочные решения "Грозы" и "Леса" в режиссерском варианте Мейерхольда. Через два года ему предстоит окончить театрально-режиссерский факультет, а материал к спектаклю надо собирать уже сейчас. Свою дипломную работу он будет ставить по... Островскому, разумеется. Эскизы костюмов и декораций к "Грозе" исполнены А. Головиным и в чем-то неуловимо перекликаются по цветовой палитре и по атмосфере с декорациями к "Маскараду" М. Лермонтова, которые мы видели в Пензе в доме-музее Мейерхольда. "Грозе" в декорациях А. Головина пришлось пережить модное в то время увлечение стилизацией под историческую эпоху. Два больших художника - Головин и Мейрхольд создали на сцене "Берендеево царство". Насколько оно было близко к реалисту Островскому вопрос открытый, но красота костюмов и декораций подобной "Грозы" удивляет даже зрителя сегодняшнего дня.
Отдельный зал посвящен сценографии спектаклей по Островскому. Макеты постановок разных театров в разные годы представляют собой бесценный учебный материал для режиссера. Здесь же находятся альбомы с фотографиями сцен из спектаклей разных театров. Мейерхольдовский "Лес" и здесь занимает отдельное место, а в центре внимания образ Аркашки Счастливцева в исполнении Игоря Ильинского. Известно, что судьба пьес Островского не всегда была гладкой - при жизни автора несколько из них были под запретом. Особенно досталось "Доходному месту", которое претерпело гонения даже в период Советской власти. Но все измеряется временем - и прочность власти, и бессмертие писателя. Вот уже скоро 200 лет, как мир продолжает обращаться к Островскому, как знатоку человеческой натуры. Прекрасно, если кто-то узнает себя в персонажах его комедий. Смешно, если вздумает запретить пьесу к показу.
Наша экскурсия продолжалась около часа. В составе экскурсионной группы ОЛТ были не только артисты, но и друзья театра. Поездку коллектива освещала журналист газеты "Одинцовская Неделя" Ирина Комель. Несмотря на обилие впечатлений от посещения музея всем показалось, что время пролетело незаметно и уходить от Островского не хотелось. Каждый решил для себя, что обязательно вернется в дом Островского, чтобы еще раз восстановить в памяти жизнь драматурга, посвященную театру и актерам, которых он очень любил и относился к ним бережно. Часто, нервно шагая за кулисами во время премьеры, Островский прислушивался к голосам актеров, играющих на сцене и бормотал про себя: "Хорошо. Очень хорошо." Проходящие мимо замечали ему: "Что же тут хорошего? Актеры играют сегодня плохо". - "Да, но как написано," - был ответ автора. Написано было прекрасно! И написано для людей, которых он знал, как родных, посвящал им пьесы, выписывал каждую роль, чтобы актер или актриса могли в ней "блеснуть". И не только "блеснуть", а открыть новые грани своего таланта, может быть, неведомые до встречи с ролью, созданной великим мастером жизни и правды. Коллектив театра благодарит нашего экскурсовода Марину Сергеевну за прекрасный рассказ и внимание к нашей группе. Фотографии Екатерины Индриковой.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |