• Немчиновка, Советский проспект, д. 4
  • svetlana.lapshina.00@mail.ru
  • 8-915-464-58-87
/ Каталог статей
Главная » Статьи » История театра на земле Одинцовской

История. Театр господ Немчиновых.

Изучая театральное прошлое родного края, мы не могли не заинтересоваться историей театра в Немчиновке. Немчиновка - один из поселков Одинцовского района в нескольких километрах от Москвы, где трудится наш театральный коллектив. Конечно, нам очень важно узнать, был ли в поселке театр, и если был, то какой?

Жители Немчиновки, горячо любящие свой поселок, рассказывают о театре господ Немчиновых - владетелей этого уютного дачного места.  По одним данным театр существовал в самом поселке и назывался "Немчиновка". По другим - театр находился в Москве, и господа Немчиновы были устроителями спектаклей. Как же все было на самом деле?

Изучая историю поселка, мы, к сожалению, не нашли никаких свидетельств театра в самом поселке. А вот про театр Немчинова в Москве информации сохранилось достаточно. Чтобы составить себе представления о театре Немчиновых, можно обратиться к книге Власа Дорошевича "Старая театральная Москва".

Театр, который назывался "Немчиновка", располагался в собственном московском доме Немчиновых на углу Поварской и Мерзляковского переулка (ныне дом 1 по Мерзляковскому переулку). Занимал он верхние этажи дома - второй и третий. Изучая записки Власа Дорошевича читатель легко поймет, что собственный постоянной труппы этот театр не имел. Играли в нем любительские театральные коллективы, и за возможность выступить на сцене, вносили содержателю здания - господину Немчинову, арендную плату.

Статский советник Михаил Ардалионович Немчинов выстроил этот театр в 1870-х годах. Зачем он отделал здание под театр, если не занимался созданием собственного театрального коллектива? Очевидно, предприимчивый хозяин хорошо чувствовал потребность в театральном творчестве, которая захватила в этот период времени все слои населения. Театральное движение в конце 19 века настолько расширилось, что играть мечтали решительно все. Наряду с профессиональными императорскими возникали частные театры. По всей Москве появлялись театральные кружки и студии. Театры студенческие, школьные, домашние давали возможность всем желающим выйти на подмостки и проявить свои актерские способности. Разумеется, обилие творческих формирований требовало помещений. И вот в Москве появляются театры "внаем".

Немчинов не единственный, кто решил таким образом помочь любительскому театральному творчеству. История упоминает еще несколько театров, подобных "Немчиновке". Это так называемые "секретаревка" и "мошнинка". Залы этих театров были совсем невелики, что позволило современникам именовать их "театр-табакерка". И тем не менее эти "табакерки" были устроены по образу и подобию "настоящих" театров. Зрительный зал, как полагалось, имел партер, ярусы, ложи, галерку. Музыкальное сопровождение спектаклю давал оркестр, которому также требовалось место. Для актеров были предусмотрены гримерные. Очевидно, "табакерки" были все же достаточно вместительны. Просто 100 лет тому назад публика и артисты смотрели на театр иначе. Достаточно взглянуть на фотографию Немчиновского театра конца ХIХ века, чтобы в этом убедиться.

Зал театра в 1899 году

Как мы видим, по меркам нашего ХХI века, привыкшего к тесноте, зал театра имеет вполне приличные размеры. Какие же спектакли ставились в таких театрах "внаем"? Влас Дорошевич, на книгу которого мы ссылаемся, позволяет разгадать, что любители повторяли репертуар, бывший тогда в ходу в "настоящих" театрах - пьесы Островского, Шекспира, Лермонтова и т. д. Актерами же выступали гимназисты, учителя, офицеры, курсистки. Пробовали свои силы на сцене таких театров и начинающие актеры. Среди множества имен актеров-энтузиастов, автор упоминает Рощина-Инсарова и Артема - артистов большой величины.

Любопытными были условия аренды для желающих играть в театре "Немчиновка". Артисты вносили арендатору плату 75-100 рублей за право получить перед выходом на сцену две репетиции. В остальное время они готовили спектакль на дому, очевидно, репетируя друг у друга по квартирам. Еще один забавный, или, наоборот, очень грустный, факт сообщает автор "Старой театральной Москвы" - роли распределялись часто в зависимости от того, сколько тот, или иной актер, смог пригласить зрителей и продать билетов. Очень хочется верить, что несмотря на все эти коллизии, художественная ценность спектаклей "Немчиновки" все же была на высоте. Молодые, одержимые страстью к высокому искусству, горящие энтузиасты, как правило, искупают все недостатки постановки своей неподдельной искренностью.

Влас Дорошевич предполагает, что когда-то Немчинов имел свой домашний театр, где играли его крепостные. А по отмене крепостного права, ему ничего не оставалось, как сдавать помещение в аренду. Однако, если мы обратим внимание на дату постройки "крепостного" театра, то поймем ошибочность данной версии. Крепостное право отменили в 1861 году. Здание выстроено в 1870 году. Значит, Немчинов не держал театр при крепостном праве. Кроме того, если мы проследим биографию семьи Немчиновых, то увидим, что сами они выходцы из Оренбурга. В Москве обосновались в середине ХIХ века. Переезды, продажа имущества в Оренбурге, приобретение земель под Москвой, постройка домов - все эти хлопоты совсем не способствовали образованию и воспитанию собственной театральной труппы. К тому же, содержание театра требует постоянных и основательных финансовых вложений. Не каждому по карману такое меценатство. Неизвестно, приносила ли Немчинову существенный доход сдача театра в аренду, но в 1899 году помещение у него купили браться Гирш. Новые владельцы отремонтировали зал и продолжили практику Немчиновых.

Скорее всего, спустя годы за этим зданием закрепилась бы слава доходного дома, если бы в 1905 году театр не снял К. С. Станиславский под свою студию. "Студия на Поварской" содержалась на личные средства Константина Сергеевича. Просуществовала она недолго - с мая по октябрь 1905-го. Но за это короткое время успела стать экспериментальной лабораторией такого режиссера, как В. Мейерхольд.

После закрытия студии театральная деятельность в доме Немчинова, по-видимому, не возобновлялась. Известно лишь, что 21 ноября 1905 года в здании прошло первое заседание Московского городского совета, а в годы Великой Отечественной зал был разрушен при попадании авиабомбы.

А вот был ли театр в самом поселке Немчиновка, так и остается неясным. Можно только предположить, что какие-либо формы его все же существовали. Досужие дачники начала ХХ века могли баловаться постановками для своих друзей и знакомых. После революции в поселке появился клуб. Возможно, что комсомольцы также разыгрывали пьесы для местного населения. Может быть, еще отыщутся документы, фотографии или очевидцы.

Читайте также в наших публикациях про историю народного театра в Больших Вяземах.

                            Театр на земле Одинцовской

Категория: История театра на земле Одинцовской | Добавил: voladores (01.03.2017)
Просмотров: 226
Всего комментариев: 0
avatar