• Немчиновка, Советский проспект, д. 4
  • svetlana.lapshina.00@mail.ru
  • 8-915-464-58-87
/
Главная » 2010 » Май » 5 » Богатый опыт бедного студента Светланы Лапшиной
16:43
Богатый опыт бедного студента Светланы Лапшиной

 

"Начну с того, что я учусь в институте на заочном отделении. Сессия заочного отделения длится 21 день. За это короткое время актерам необходимо овладеть той базой знаний, которой дневники овладевают в течение полугода. Сами понимаете, что нереально. И об обучении актерскому и режиссерскому ремеслу на заочке вообще не имело бы смысла говорить, если бы в нашем институте не был разработан эксперсс-метод обучения, который позволяет овладеть навыками мастерства актера за этот период. Разработана эта методика Сергеем Вячеславовичем Клубковым – педагогом, который проработал в институте много лет и обучал именно заочников. Программа обучения дневного отделения строится на другой основе и наша методика отличается от дневной кардинально.
Теперь поясню какими навыками должен обладать актер-первокурсник...


1. Главное – внимание.

Актер должен уметь собирать свое внимание, концентрировать его на объекте (например, на партнере), управлять им. Все этого для того, чтобы управлять вниманием зрительного зала. Куда направлено внимание актера, туда смотрит зритель.

2. Общение.

Принято думать, что общение на сцене – это произнесение текста роли. В первую очередь это обмен энергиями с партнером. Актеру необходимо научиться обмениваться энергией с партнером в присутствии зрительного зала. Общение на сцене неразрывно связано с пунктом первым – вниманием. Оно начинается в внимания к партнеру.

3. Мышечная свобода.


Никакое общение – обмен энергиями не возможно, если человек не открыт для партнера. Зажатое тело не пропускает энергетический импульс – не принимает его и не отдает. Актера учат освобождать свое тело от зажимов и быть на сцене максимально открытым, восприимчивым к своему партнеру.

4. Воображение.

Именно оно позволяет освободить мышцы и тело от зажима. Достаточно представить себе, что все напряжение тела сосредоточено в мизинце левой руки, например, и оно туда пойдет, а тело освободиться. Поэтому актеру развивают воображение не только для того, чтобы он мог придумывать себе обстоятельства роли, но и для того, чтобы он мог управлять собой.

5. Вера в предлагаемые обстоятельства.

При помощи того же воображения актер придумывает себе обстоятельства, в которых он существует. Если он верит в эти обстоятельства и действует в них, то актеру верит зритель, как бы фантастически эти предлагаемые обстоятельства не выглядели. Опять же, для того, чтобы актер поверил в предлагаемые обстоятельства, необходимо сконцентрировать свое внимание. Как видите, все взаимосвязано.

Как учат дневников? Долго и тупо отрабатывают каждый элемент отдельно. Методика нашего курса позволяет заочникам овладеть всеми этими элементами в комплексе. Для этого разработана целая система упражнений, прямо скажем, весьма своеобразных. Студенты одеваются в спортивные костюмы и проводят на площадке по 10 часов ежедневно. Есть час на обед. В течение тренинга они перемещаются по площадке с разной скоростью, в разных направлениях, с разным ритмом и темпом. Педагоги все время задают какие-то обстоятельства, на которые необходимо мгновенно и сразу отреагировать. Со стороны это выглядит так – толпа народу (нас на курсе 44 человека) одновременно хлопает в ладоши, бегает, прыгает, ползает на коленках, кидает воображаемые снежки и шарики друг в друга, падает, встает, снова хлопает, топает и временами что-то орет. Не прекращая перемещаться, представляешь себя по заданию педагогов, перегоревшей лампочкой, ковриком, знаком вопроса, корпускулой и т. д.  Дурдом полнейший, но именно так учат освобождать голову от лишних мыслей, а тело от зажимов. После тренинга наступает череда, так называемых, долгих упражнений. Освободив голову и тело от лишнего мусора, студенты укладываются на площадку в позе эмбриона и педагог задает обстоятельства, в которых актер должен будет существовать. Каждое упражнение – это один из этапов эволюции. Закрыв глаза и сосредоточившись на стуке своего сердца, нужно абстрагироваться от окружающей реальности и представить, что ты - клетка – первичное, что появилось на этой земле. Начинается процесс перерождения. Нужно, внимательно наблюдая за собой, отследить первый импульс, возникшей в твоем теле и следовать ему не думая ни о чем. Импульс возникает произвольно, в любой части тела, и движение ты должен начать именно с нее. А дальше все происходит само собой. Движение тела ведет тебя само и задает тебе ритм, в котором ты существуешь. Начинается другая жизнь, продиктованная на разумом, а телом. Задача студента: не переключать внимание с импульса и довериться своему телу. Таким образом, живешь жизнью этой клетки, пока педагоги не остановят упражнения. Далее, идут по спирали развития. Живем насекомым, земноводным, рыбой, динозавром, птицей, млекопитающим и, наконец, человеком. Часть упражнений проводится с закрытыми глазами. Для нормального человека зрелище непереносимое: 40 человек с закрытыми глазами лежат свернувшись в клубок, катаются по полу, ползают, лезут на стену, перепрыгивают друг через друга, некоторые жуют или лижут покрытие площадки либо одежду партнера. Стихийно возникают взаимодействия – динозавры едят друг друга, любят, дерутся, строят семью и заводят детей. Тело при этом выдает непостижимые вещи – можно в течение 1,5 часов проходить на четвереньках опираясь на кулаки и после не останется даже малейшего синяка, ни боли в руках. Пластика и взгляд меняются до неузнаваемости. Изнутри ощущаешь себя не среди людей точно. При этом, каждый существует в своей логике, и не похож на другого. После упражнения испытываешь неповторимую легкость и приобретаешь новый свежий взгляд на мир, становишься максимально открыт и восприимчив к окружающим.
Не все могут это делать. Кому-то очень мешает войти в упражнение недоверие, привычка наблюдать себя со стороны и оценивать свое поведение. Необходимо справится с собой и верить в первую очередь себе и окружающим тебя людям.

Что дает такой тренинг? На первом курсе, по программе, актерам предписывается наблюдение за животными и копирование их пластики. В нашем варианте мы приобретаем пластику зверей изнутри, не мучаясь тупым копированием.

Тренируем внимание, о котором было сказано выше, концентрируя его на стуке собственного сердца, и, войдя в упражнение, мы держим его в течение всего тренинга.

Налаживаем общение – забыв о том, что ты человек, энергетический импульс высвобождается и доходит до партнера мгновенно. Общение словами становится лишним.

Обретаем свободу мышц: я – динозавр, но я не копирую его, а живу динозавром, мое тело само выдает неповторимую пластику, которую я не могу воспроизвести при помощи просто наблюдения.

Тренируем воображение – 1, 5 часа жить динозавром можно только сконцентрировавшись на поставленной задаче и удерживая во внимании предлагаемые обстоятельства динозавра, дополняя их новыми подробностями при помощи все того же воображения.

Т. е. тренинг идет в комплексе, откладывается в подсознание, запоминается телом и пользуется актером на протяжении всей творческой жизни без насилия над собой. Обучение проходит на другом уровне понимания. Не мозгом, а телом.

Метод Клубкова вполне отвечает задаче, которую ставил перед актером Станиславский – разбудите свое подсознание и оно будет творить само. Творчество заложено в нас природой. Наша задача только позволить подсознанию вести нас в нужном направлении. Понятно, что в обычном мире человек - раб условностей и своей головы, в которую эти условности набиты. Освободиться на сцене перед полным залом и начать творить легко и непринужден – задача непростая. На нашем отделении ее решают при помощи такого тренинга, сдирая с актеров все лишнее и наносное, освобождая голову и тело от условностей, накопленных во внешней жизни. Для заочников это супер-программа. За месяц они набирают столько, сколько дневники за год обучения по другой программе, воспринимая информацию через голову.
Кроме обучающей, эта методика выполняет еще и педагогическую функцию. Люди пережившее вместе эти упражнения, и побыв максимально открытыми и честными, объединяются в замечательный коллектив, перестают бояться своих естественных человеческих проявлений, и на курсе царит атмосфера добра, тепла и дружбы. Предыдущие курсы заочников работавших по методике Клубкова связаны друг с другом на протяжении многих лет. С нами занимаются его ученики и стараются популяризировать эту методику. Мои личные впечатления после сессии – ощущение огромного приобретения энергии и сил. Это после двухнедельного непрерывного недоедания и недосыпания и постоянной активной физической траты на площадке.
Ну, разумеется, у нас были и лекции, и общеобразовательные предметы. Мы играли этюды и ставили их, работали, как режиссеры, сдавали экзамены, и устраивали показ для жителей местного ДК в форме небольшого этюд-концерта. Но главное мы приобрели в тренинге по методике Клубкова. Приобрели для профессии и для жизни. Это действительно останется с нами на всю жизнь на уровне подсознания и никуда не денется. Так учат на нашем курсе. "

 

 

 Светлана Лапшина.

 

 

Категория: Делимся опытом | Просмотров: 1348 | Добавил: odinteatr | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
avatar