• Немчиновка, Советский проспект, д. 4
  • svetlana.lapshina.00@mail.ru
  • 8-915-464-58-87
/
Главная » 2019 » Ноябрь » 30 » Детский театр. Не всегда успех. Почему?
09:46
Детский театр. Не всегда успех. Почему?

"Посещали детскую студию,занимались у хорошего педагога, заплатили большие деньги и никакого результата" - с такими жалобами приходится сталкиваться и нам. Почему так получается? Размышляем над этим вопросом и думаем вместе с родителями. 

Ожидания и результат. 

Давайте честно признаем, что значительная часть мам и пап ведут своих детей в театральную студию, чтобы решить проблемы психо-физического развития на данном этапе жизни ребенка. Как часто приходится слышать: "Он замкнутый, а театр поможет ему научиться общаться", "У нас проблемы с речью. Мы не все буквы выговариваем", "Ребенок гиперактивный, на театральных занятиях он будет сбрасывать лишнюю энергию". Удивительно, правда? Ответ напрашивается сам собой: не надо пытаться решить проблемы ребенка, которому нужны помощь логопеда и психолога с помощью театральной студии. У театрального педагога совсем другие цели и задачи. Конечно, театр может помочь ребенку справиться с этими проблемами, а может и не принести того результата, которого ждали родители. Театр не помог - разочарование, обида, поиск другой студии, где уж точно помогут. Театр помог (!) - отлично, теперь можем уходить в другую студию, которая поможет решить другие наши проблемы! Не трудно догадаться, что самое искусство театра было не так важно и нужно детям и их родителям. Может быть, стоит сначала разобраться что лежит в основе театрального творчества и какие данные потребуются от ребенка, прежде чем отправлять его в театральную студию? И если у вас проблемы с речью, малышу скорее помогут индивидуальные занятия с логопедом и те виды деятельности, где он сможет что-то мастерить руками - именно развитие мелкой моторики пальцев напрямую связано с речью. Ведь не ведут же родители своего малыша в музыкальную школу "потому что у него нет слуха и школа поможет его развить". И в вокальную студию не ведут "потому что у него нет голоса". Совсем напротив - именно, потому что есть голос и слух,  ведут детишек в эти творческие объединения. Почему же укоренилось такое стойкое отношение к театральной студии, как к чему-то вспомогательному, не имеющему собственной ценности?

0+. Профанация театрального искусства. 

Детский театральный  коллектив ориентирован, в первую очередь, на творческие задачи. Ребятам предстоит создание художественного произведения - спектакля. От маленьких артистов потребуются навыки самоконтроля, дисциплина, способность удерживать внимание на объекте в течение определенного времени, готовность работать в коллективе и учитывать предлагаемые обстоятельства. Важно, чтобы они были способны правильно понимать творческое задание и увлекаться им, имели творческое воображение и фантазию. Выносливость, хорошее здоровье, терпение, преодоление, сила воли, интерес к миру, особый "гуманитарный" склад восприятия мира, наблюдательность, способность делать выводы, анализировать свои и чужие поступки,  рассуждать - все эти личные качества являются хорошей базой для поступления в театральную студию. Кроме того способность к сочувствию, эмоциональность, способность поставить себя на место другого человека - ведь ребенку предстоит играть на сцене героя пьесы. Учитывая все эти моменты, мы приходим к выводу, что самый предпочтительный возраст ребенка для поступления в театр - это 6 лет - возраст, когда он приобретает способности выражать свои чувства и мысли, рассуждать о них, осознавать себя и давать оценку своим действиям и действиям другого человека (героя сценического действия). 

Однако, как часто приходится сталкиваться с набором в театральную студию от 3 и даже (!) от 2, 5 лет! Какие навыки и умения обещают развить педагоги у таких малышей? Одним из пунктов программы в объявлении обязательно стоит "Актерское мастерство". Это понятие включает в себя целый пласт навыков и умений, которые требуют СОЗНАТЕЛЬНОГО контроля со стороны обучаемого. 3 года - возраст, когда ребенок продолжает активно осваивать мир, знакомиться с ним. Навыки самоконтроля еще не развиты и прыгнуть через голову не получится. В данном случае под эгидой театра развиваются навыки, которые обязана давать программа воспитания дошкольников в детском саду - элементы танца, слушание музыки, пение, коллективные перестроения, ориентация в пространстве. Все это очень хорошо, но не более, чем общее развитие ребенка, еще не выявляющее и не развивающие его актерские данные. И не было бы вопросов к педагогам, занимающимся развитием малыша, если бы не активная "промывка мозгов" доверчивым родителям, что "профессионалы" сделают из ребенка "звезду" . Правда за большие деньги. 

Еще один способ введения в заблуждение неискушенных в искусстве театра появился в непростые 90-е годы под лозунгом "Актерское мастерство для жизни". Многим знакомы такие объявления: "Мы научим вас общаться. Избавим от комплексов. Актерское мастерство поможет вам добиваться выгодных заключений сделок в бизнесе, добиваться от собеседника нужного вам результата". Здесь уже мы читаем о том, как при помощи манипуляций (!) склонить человека к менее выгодному для него, но выгодному для себя положению. Обещают научить влиять на партнера с целью получения прибыли от него. Только схему этих манипуляций прикрывают красивым названием "Актерское мастерство". А "избавление от комплексов" в данном контексте не что иное, как притупление нравственного чувства, снижение моральной планки. Таким образом происходила и продолжает происходит профанация искусства театра. 

В обществе начинает распространяться миф: "Актерское мастерство" доступно всем. Им может овладеть каждый желающий, не зависимо от его природных данных. Правда, овладение им зависит все же от количества денег. Чем больше заплатишь, тем лучше тебя научат. Хорошие педагоги берут дорого. "Актерским мастерством" можно пользоваться вне сцены. Достаточно только избавиться от "комплексов". 

Пришли за славой. 

Вариант, который чаще всего встречается в детских театральных студиях. Убежденность родителей в том, что их ребенок, обладающий некоторым артистизмом, и действительно, имеющий от природы неплохие данные для работы на сцене, достоин большего. Такие родители есть в каждой студии и зачастую превращают в ад работу педагога, всего детского коллектива, а заодно и жизнь своего ребенка. Их жизнь в студии превращается в постоянное отслеживание: не обделили ли их ребенка ролью, не переигрывают ли их "талантливого Васю" его партнеры и если переигрывают, то куда же смотрит педагог? Как посмел руководитель после главной роли дать юному таланту второстепенную? Почему для моей девочки выбрали этот костюм и грим - он совершенно скрывает достоинства ее фигуры и милого личика? Опять нам дали мало слов! Нет ни одного педагога, который бы ни столкнулся хотя бы раз с подобным родителем-тираном. Вразумить такого человека бывает практически невозможно. Свято уверенный в своей правоте, он заведомо ищет в действиях преподавателя, других родителей и их детей, завистников, цель жизни которых, не дать "талантливому Васе" состояться. Дома у таких детей ведутся разговоры, что они достойны большего, а в студии их затирают, не дают раскрыться. 

Что испытывают дети таких родителей? Если они верят маме и папе безоговорочно, то тщеславие, высокомерие, презрение к другим "менее талантливым", тащится за ними длинным шлейфом, мешая завязать с товарищами по студии нормальные дружеские отношения. Неуважение к товарищам возрастает до неуважения к педагогу и зрителям. У ребенка проявляется отвратительная манера - он выходит на сцену небрежно, словно делая одолжение. Сам он не получает удовольствия от игры, от процесса, а лишь болезненно отслеживает реакцию зрительного зала на свое выступление. Исчезает детская радость и непосредственность. Ребенок не дает себе права на ошибку, любое замечание педагога для него становится нестерпимо, а вслед за этими проявлениями заканчивается и развитие его, как творческой личности. Маленький человек перестает учиться, пробовать новое, искать. Он боится ошибиться и тиражирует "талантливое старое", что лучше всего получается и за что громче всего хлопают из зала. Часто такие дети говорят на занятиях:  " Я не буду этого делать!" Обычный комплекс страха перед неудачей. А вдруг получится плохо и все будут смеяться. Лучше совсем не буду ничему учиться. Понимают ли это родители? Хватает ли им мудрости занять другую позицию или они возмущенно хлопают дверью? Второй вариант руководители детских студий видят чаще. 

Бывает и так, что малыш лишен звездности, ему нравится в студии, он любит ребят и занятия, доверяет педагогу, а мама стоит на позиции, описанной выше. В этом случае ребенок приходит в студию с чувством вины перед педагогом и другими ребятами. Он слышит, как мама рассказывает всем, что в этой студии его "унижают и обижают". Сам он так не считает. Противостоять маме не может, но испытывает страх - как бы не забрали из студии, как бы преподаватель не узнал настоящего отношения мамы к нему и к коллективу. Такого малыша мучает стыд, он замыкается, чувствует себя ответственным за негативное отношение родителей к студии, и, конечно, на таком фоне ребенку трудно раскрыться и действовать без оглядки. 

 

Не мое. 

Бывает еще и так: родители умные, интеллигентные люди, любящие театр и понимающие его; ребенок, очень старательный и с удовольствием посещает занятия, но на сцене у него никак не складывается. Вроде бы и начитан, и глубоко понимает героя, и, видно, что любит театр, а как начнет играть, все мимо и не туда. Родители расстраиваются - они бы хотели, чтобы ребенок был ближе к высокому искусству, каковым и является театр. Сам юный артист чувствует себя неловко - делает все, как говорит педагог, а творчества нет. В чем дело? Может быть и такое, что нет у человека к этому виду творчества, способностей. И это не беда. Прекрасно, что он любит театр и на почве этой любви может состояться как прекрасный сценограф, художник театрального костюма, гример, театральный критик, драматург, но не как актер. И это нормально. Не всем же быть актерами. Главное, вовремя понять и не бояться в этом признаться ни себе, ни ребенку. Обязательно найдется тот вид творчества, в котором все сложится и талант, данный от природы. раскроется. Главное - не бояться пробовать и искать свое. А поиск себя - это тоже творчество. 

 

 

Категория: Последние события | Просмотров: 59 | Добавил: odinteatr | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar