• Немчиновка, Советский проспект, д. 4
  • svetlana.lapshina.00@mail.ru
  • 8-915-464-58-87
/
Главная » 2013 » Июнь » 21 » Богатый опыт бедного студента. Театральная педагогика.
09:50
Богатый опыт бедного студента. Театральная педагогика.

 

Педагогика в театре – неотъемлемая часть работы режиссера с актером. Театр – это тот вид человеческой деятельности, который оказывает огромное влияние на умы, души и сердца людей. Тема спектакля, его идея, и то впечатление, которое вынесет зритель после спектакля, напрямую зависит от масштаба личности актера и режиссера – самых главных творцов театра.  Актер, чья работа – создание убедительного сценического образа,  нуждается в постоянном формировании новых качеств своей личности и расширении кругозора. Первый и главный помощник ему в этом режиссер-педагог.

Вот почему режиссер, кроме профессиональных навыков и умений должен  обладать еще педагогическим талантом.

Режиссеру не протяжение всей работы с актером придется воспитывать и развивать в нем те качества, которые помогут актеру стать не просто рядовым исполнителем, а художником, способным создавать сильные, убедительные образы.

Особенно востребован режиссер–педагог в работе с любительским коллективом. Здесь его роль, можно сказать решающая, т. к. руководителю любительского театра предстоит, в первую очередь, решать задачу формирования творческого коллектива.

Не секрет, что в любительский театр идут люди с улицы, слабо представляющие себе, с чем им придется столкнуться. Часто их представления о театре носят сугубо романтический характер – они приходят «прикоснуться к великому искусству». Другие пытаются реализовать свои юношеские мечты – когда-то очень хотел стать артистом, даже поступал в театральное училище, но не приняли. Третьи откровенно признаются, что с помощью театра надеяться избавиться от комплексов - застенчивости, страхом перед публичными выступлениями, неуверенностью. Стучаться в дверь любительского театра и бывшие профессиональные актеры, чья карьера не сложилась так успешно, как им хотелось бы. Чаще всего ими движет желание взять реванш на любительской сцене, блеснув мастерством на фоне самодеятельных актеров.  

Одним словом, желания и стремления  у всех разные, основанные на сугубо индивидуальных потребностях. Между тем, искусство театра – искусство коллективное. Принципы работы в нем требуют отказаться от зацикленности на своих желаниях и потребностях.

Однако игнорировать потребности пришедших в театр актеров-любителей нельзя. Люди поймут, что их мечты и желания здесь никому не важны и потеряют интерес к театру. А задача руководителя самодеятельного коллектива – создать из пришедших к нему индивидуальностей единую команду, которая будет работать, и решать художественные задачи.

И решать эту задачу нужно начинать с первого знакомства с пришедшими к нему людьми. Нужно узнать о них как можно больше. Здесь будет важно все: чем увлекается будущий актер, где работает, о чем мечтает, какие книги и фильмы предпочитает, и самое главное -  почему решил прийти в театр.

Вновь пришедшим бывает трудно рассказывать о себе человеку, которого они видят впервые. Но искренний интерес руководителя театра способен быстро растопить лед и помочь актеру раскрыться на самом первом этапе знакомства с театром.

 Характерная примета нашего времени – индивидуализм, и перед руководителем любительского театра стоит непростая задача – привить начинающим актерам принципы коллективизма, без которых нет театра.

Коллективизм основан на жизненной позиции, требующей от человека таких качеств, как дружелюбие, человечность, доверие, честность, великодушие, верность без которых невозможна работа в театре.

А как же реализация личных желаний и потребностей, с которыми люди пришли к режиссеру.

Задача режиссера-педагога донести до актеров, что пока они мыслят лишь в пределах своего «я», их потребности не реализуются. Реализовать их можно только в общем деле. Для этого ему необходимо поставить перед коллективом общую цель и задачу.

Вполне логично, что такой целью будет являться постановка спектакля.

Ставя такую цель перед собранием любителей, руководитель дает тем самым мощнейший стимул к объединению разношерстной команды в коллектив. Почему нужно начинать именно с постановки спектакля, а не с тренировочных упражнений? Ведь пришедшие в театр новички имеют весьма смутное представление о работе на сцене. Не лучше ли начать с обучающих упражнений и тренингов, а когда люди будут готовы, начать делать с ними спектакль?

 

Не лучше, потому что люди приходят в любительский театр за конкретным результатом – как можно скорее выйти на сцену.  Они не будут тратить время на бесполезное, (с их точки зрения), обучение. Большинство начинающих актеров-любителей так и говорят: «Если бы я хотел учиться – пошел бы на курсы актерского мастерства. А сюда я пришел играть». По-своему он прав.

 

Не говоря уже о том, что выход на сцену – это и личная цель каждого пришедшего в театр. Т.е. здесь мы объединяем индивидуальные задачи с общей. Поэтому, приступая сразу к постановке спектакля, мы идем к цели каждого кратчайшим путем.

 

А как же обучение?

Еще одна особенность актеров-любителей – часто возникающее у них сопротивление при попытке научить их чему-либо. Это вполне естественно. В любительский коллектив приходят люди взрослые, имеющие свои собственные представления об искусстве театра. Насколько они верны, это другой вопрос. Но расставаться даже с неверными представлениями, формировавшимися не один год, актеры не захотят. Поэтому, когда заходит речь об обучении, актеры стараются убедить руководителя, что они и так все знают, и начинают демонстрировать свои представления о работе в театре. Спорить с ними бесполезно. Учить в приказном порядке тоже.

 Как только начинается чистый тренинг, актеры начинают откровенно скучать, спорить, сопротивляться, а если и делают упражнения, то крайне вяло. Они не понимают для чего это нужно. Они ведь пришли играть роли. И пусть играют.

 

Как только начнется работа над спектаклем, неизбежно возникнут трудности – не тренированный физический и психический аппарат самодеятельного актера начнет давать сбой. Возникнут ситуации, в которых актер окажется откровенно беспомощным. Вот тогда и нужно начинать обучение. На примере конкретных ситуаций, разбирая ошибки, начинать предлагать способы их устранения. Показывать какие элементы тренинга могут решить возникшую проблему, разъяснять необходимость тренировочных упражнений. Можно предложить прервать репетицию и уделить какое-то время обучению. Именно так поступал К. С. Станиславский, работая в профессиональном театре.

Самонадеянные актеры, совершив первые ошибки, начинают внимательнее относится и к указаниям режиссера, и к своим товарищам по сцене. И это тоже работает на развитие в них коллективизма. Вынужденные наблюдать, они отключаются от себя любимых и начинают продуктивнее выполнять те задачи, которые перед ними стоят. Они охотнее учатся, появляется потребность не только демонстрировать свои собственные знания и умения, но и начинать соотносить их с умениями и знаниями других. Появляется понимание, что рядом находятся такие же индивидуальности, и к ним стоит относиться бережно. Начинает формироваться интерес к партнеру по сцене. Актер постепенно выходит за пределы своего «я».

Но это только начало. Пока еще бесполезно говорить с новичками о том, о чем писал К. Станиславский:  «Коллективное творчество, на котором основано наше искусство, обязательно требует ансамбля, и те, кто нарушают его, совершают преступление не только против своих товарищей, но и против самого искусства, которому они служат».

По мере развития коллектива перед руководителем встанут и другие задачи – образовательные, этические, эстетические, но задача формирования коллектива единомышленников – главная и первоочередная задача.

Разумеется, работа режиссера, независимо от того в каком театре он работает – профессиональном или любительском, - это создание спектакля, имеющего художественную ценность, способного воздействовать на зрителя и изменять его отношение к миру, к себе, к существующему порядку вещей.  Но такая задача может быть решена только в коллективе единомышленников.

Хочется добавить, что воспитание актера в условиях любительского коллектива режиссер обязан начинать с воспитания и образования самое себя, и учится впоследствии всю жизнь. В том числе, и у своих собственных актеров.

 

Студентка 3-го курса театрально-режиссерского факультета С. Лапшина

Категория: Делимся опытом | Просмотров: 735 | Добавил: odinteatr | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar