• Немчиновка, Советский проспект, д. 4
  • svetlana.lapshina.00@mail.ru
  • 8-915-464-58-87
/
Главная » 2012 » Август » 14 » Богатый опыт бедного студента.
17:55
Богатый опыт бедного студента.

 

Художественный образ спектакля.

 

    Часто под понятием «художественный образ спектакля» имеется в виду художественное оформление спектакля – декорации, свет, звук. Отчасти это верно.  

Но художественный образ спектакля не ограничивается только лишь внешней средой. Это понятие более масштабное, включающее в себя множество компонентов.

 

«Художественный образ – специфическая для искусства форма выражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой,  жесто-мимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающим искусство зрителя, читателя, слушателя».

                                                                  ( Словарь. Эстетика. Москва 1989)

 

      Из этой формулировки следует, что художественный образ определен в первую очередь замыслом художника. В театре – режиссером. Именно его мысли, впечатления, жизненный опыт ложатся в основу замысла спектакля. Иными словами, в воображении режиссера, при прочтении пьесы, складывается определенная и достаточно яркая картина жизни. Впечатления от этой картины побуждают художника воссоздать ее для зрителя.

      Зритель же являясь воспринимающей стороной, тем не менее, становится достаточно активным участником творческого процесса –  его воображение оказывается также задействовано и работает на воссоздание той картины, которую ему предъявляют авторы спектакля.   

 

         Но ведущая роль в создании художественного образа, несомненно, принадлежит режиссеру. Именно он является автором спектакля, отбирает, синтезирует и объединяет творчество всех в единое целое. Следовательно, художественный образ спектакля определяется режиссерским замыслом.

         Замысел, в свою очередь, складывается из тех впечатлений, ощущений, которые рождаются у режиссера по прочтении пьесы. В ряду ассоциаций, возникающих в процессе прочтения пьесы, важно все – видеоряд, который возникает в воображении режиссера; личные воспоминания, сходные с сюжетом пьесы; возможно, возникший звук или ритм; ощущение пространства.

         В каждом отдельно взятом случае это будут очень индивидуальные впечатления, непохожие ни на чьи другие. И именно в этом их ценность, т. к. художественный образ рождается на уровне подсознательного. У каждого творца он – свой, т. к. природа отдельно взятого человека требует именно данного конкретного воплощения.

 

 

  Какими же материальными средствами пользуется режиссер, чтобы воплотить то, что существует в его воображении.

 

    Актер - первый и главный инструмент режиссера в театре.

     Актер – исполнитель роли, создатель образа. Образ, созданный актером, содержит в себе смысловую, эмоциональную и идейную составляющую спектакля, а, следовательно, воздействует на зрителя сильнее всего.

      Задача режиссера, как носителя замысла спектакля, объединить образы, созданные актерами, в единый ансамбль, добиться от актеров единого стиля игры, единого способа существования в спектакле. И это очень важное условие, работающее на создание художественного образа спектакля. Только при наличии актерского ансамбля, возможно создание целостного произведения.

      

       Сценография  искусство создания зрительного образа спектакля.

      Сценография – это не только декорация, но и костюм актера, освещение, использование постановочной техники.

 

     Декорация – обозначает место действия пьесы, организует пространство сцены, помогает создать среду, в которой действует актер; воздействует на воображение зрителя, работая тем самым на воплощение режиссерского замысла.

     Декорация не может быть самостоятельной работой художника-сценографа, никак не связанной с режиссерской разработкой пьесы. Художественное оформление спектакля – это воплощение события, о котором рассказывает спектакль. Значит, любая деталь сценографии должна работать на задачу воплощения конкретного события.

 

    Декорация должна помогать играть актеру, дополнять и усиливать работу актерского ансамбля. В противном случае, она вступает в диссонанс с происходящим на сцене, и мешает зрителю воспринимать смысл пьесы. Декорация, являясь частью спектакля, не должна нарушать целостность художественного образа спектакля, не должна вступать в конфликт с актерским существованием.

       Кроме тех случаев, когда режиссер сознательно использует такой диссонанс, как прием для обострения драматического конфликта. В этом случае не только декорация, но и вся среда спектакля может конфликтовать с текстом или действием.

  Например, на фоне картины безмятежной природы могут происходить события трагического масштаба – допустим, смерть героя.

 

    

   Театральное освещение – еще один важный элемент современного театра, помогающий созданию художественного образа.

        Свет в театре решает массу разнообразных задач.

         Он создает общее освещение, позволяет передать время суток – день или ночь, подчеркивает характеры героев. При помощи луча света мы можем выделить какого-либо героя в ходе действия, позволить зрителям сконцентрировать внимание на группе действующих лиц.

         Кроме того, при помощи света можно изменять пространство сцены. Освещая определенные ее участки, мы можем зрительно увеличить или ограничить пространство.

Освещая площадку попеременно мы можем создать эффект двух действий идущих одновременно на одной сцене. 

         Световая партитура напрямую влияет и на атмосферу спектакля. Она способна обострить драматизм отдельно взятых сцен и, наоборот, создать радостное настроение в других сценах. Варьируя способы освещения, мы можем влиять на ритм спектакля.

        Свет – это один из компонентов, придающий художественному образу спектакля динамику. Ведь образ существует в развитии. Он живет и меняется в течение всего спектакля, а световая партитура создает и подчеркивает эти изменения.

 

 

 Театральная музыка – активный участник формирования художественного образа спектакля.

      

   Один из частых и распространенных способов использования музыки в спектакле – иллюстративный. Это тот случай, когда режиссер подбирает к определенным моментам спектакля соответствующую музыку, например, «трагическую», обостряя и подчеркивая происходящее на сцене. В таком варианте музыка, несомненно, помогает актеру играть, а при необходимости она способна и заменить актера.

          Когда музыкальный фрагмент связан у зрителя с конкретным персонажем, то режиссер вполне может заявить героя при помощи одной только музыки, не выводя его на сцену. Причем музыка способна дать наиболее полную и точную характеристику персонажа. Она способна передать его настроение, подчеркнуть черты характера, темперамент, национальность и социальную принадлежность.

 

          Музыкальная партитура спектакля наравне со световой создает атмосферу спектакля, поддерживает его темп и ритм, выражает особенности жанра.

Но, кроме всего перечисленного, музыка еще организует и структурирует спектакль – связывает между собой отдельные сцены и эпизоды, что создает непрерывность действия и работает на целостность всего художественного образа спектакля.

         Очень важно подобрать верную музыку на начало спектакля и на финал.

Музыка, звучащая в начале, подготавливает зрителя к восприятию, вводит в атмосферу действия, будит соответствующие эмоции.

  В финале же, музыка подводит итог всему происходящему, ставит точку в спектакле.

 

Будет ли финальный музыкальный фрагмент перекликаться с фрагментом на начало, или же, напротив, будет с ним контрастировать – решать режиссеру в зависимости от его целей и задач, но в любом случае, музыка будет способствовать созданию определенной формы спектакля. А четкая форма дает наиболее конкретный образ спектаклю.

 

 

 

      Костюм актера. Являясь неотъемлемой частью образа, костюм передает его тончайшие психологические нюансы. Он сообщает зрителю о каждом моменте жизни персонажа на сцене: о его характере, вкусах, привычках, манере поведения. Как средство характеристики персонажа, костюм, пожалуй, одно из самых ярких выразительных средств. Он указывает нам на социальную принадлежность героя, и в то же время, дает индивидуальные характеристики, присущие только данному персонажу.

       Детали костюма могут быть знаковыми и выявлять какую-либо определенную черту характера персонажа, на которой режиссер или актер хочет сделать акцент.

      Характер персонажа меняется с течением действия. Вместе с ним изменения претерпевает и костюм. Он, как и каждая деталь, составляющая образ спектакля, существует в развитии и задача художника предусмотреть эти изменения при создании костюма.

 

 

             Мизансцена.  Известное изречение «Мизансцена – язык режиссера» полностью себя оправдывает. Режиссер располагает актеров в пространстве для того, чтобы выразить содержание происходящего в каждый момент времени на сцене. Мизансцена, как ни какое другое выразительное средство, способна донести до зрителя режиссерский замысел.

   Точно построенная мизансцена способна дать зрителю всю информацию о происходящем даже при отсутствии текста. В этом ее главное отличие от других выразительных средств спектакля.

      Режиссер при помощи мизансцены дает зрителю в один момент массу информации:

обозначает стороны конфликта, рассказывает о характере борьбы, выявляет переживания персонажей, вскрывает взаимоотношения героев, определяет дальнейшее развитие событий.

          Мизансцена – на только режиссерский прием, помогающий постановке спектакля, но и верный помощник актера. Именно мизансцена позволяет ему фиксировать найденное действие из спектакля в спектакль, закреплять его и развивать по необходимости.

 

      Являясь очень емким и, в то же время, лаконичным,  выразительным средством, мизансцена доносит идею спектакля на протяжении всего действия, а в финале утверждает ее.  Финальная мизансцена особенно важна – она запечатлевает образ спектакля в душе зрителя.

 

       Рассмотрев некоторые выразительные средства режиссуры, мы видим, что в театре художественный образ выражен множеством компонентов – образы, созданные актерами; свет; звук; живопись; архитектура и др.

       Необходимо, чтобы все эти компоненты находились друг с другом в гармонии. Режиссер обязан отобрать из многообразия выразительных средств только те, при помощи которых он сможет максимально полно выразить свой замысел. Не нужно тащить в спектакль все подряд, надеясь сделать его красочнее и информативнее. Обилие режиссерских находок часто забивает смысл происходящего и не дает раскрыться актеру.

 

    «Совершенство не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего убрать» - это изречение не зря является постановочным принципом многих режиссеров.

Полнота и глубина художественного образа зависит от уровня поднятой в спектакле проблемы, а не от многообразия форм, выражающих эту проблему.

 

        Художественный образ – это не набор выразительных средств, собранных в одной постановке, а самостоятельная единица. Он рождается в процессе спектакля, развивается и существует во времени вместе со спектаклем. Но его существенное отличие от самого спектакля в том, что он продолжает жить в сознании зрителя и по окончании спектакля.

    Жизнь самого спектакля ограничена рамками сценического времени, жизнь художественного образа – выходит за эти пределы. Она продолжается до тех пор, пока зритель сохраняет впечатление от спектакля.

     

        Каждый художественный образ сугубо индивидуален. Это зависит и от личности художника, и от особенностей драматургии. Каждая пьеса требует своей формы воплощения, своих выразительных средств.

       Наряду с индивидуальностью,  одна из особенностей художественного образа – его типичность. Образ должен быть жизненным и реалистичным, должен будить конкретные эмоции и вызывать определенные ассоциации у зрителя. То, о чем говорит художник, должно быть близко зрителю.

      

       Типичный художественный образ всегда конкретен. Для его обозначения достаточно одного словосочетания – «осенний лес» или «тонущий корабль». Если зритель может выразить свои впечатления от спектакля подобным образом, то режиссеру удалось создать конкретный и емкий образ спектакля.

 

        Еще одна характерная черта художественного образа – его многозначность. Образ содержит в себе ряд смыслов и явлений, объединенных общей темой пьесы. Благодаря этой особенности, у каждого зрителя он способен будить переживания и воспоминания, близкие лишь ему одному. Такое субъективное восприятие усиливает впечатление от спектакля и позволяет зрителю вынести свое главное из общего контекста пьесы.

 

        

            

Итак, художественный образ спектакля возникает в воображение режиссера, воплощается в процессе спектакля всеми выразительными средствами театра и продолжает жить в воображении зрителя.

 

 

Категория: Делимся опытом | Просмотров: 7604 | Добавил: odinteatr | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
avatar