• Немчиновка, Советский проспект, д. 4
  • svetlana.lapshina.00@mail.ru
  • 8-915-464-58-87
/
Главная » 2018 » Март » 27 » 27 марта - Международный День Театра!
23:07
27 марта - Международный День Театра!

 

27 марта во всем мире отмечается Международный день театра – профессиональный праздник деятелей театрального искусства.

Сегодня в Международный день театра поздравления принимают:

  • актеры;
  • режиссеры-постановщики;
  • светотехники;
  • продюсеры;
  • монтировщики;
  • звукоинженеры;
  • билетеры и гардеробщики.

 Помните, что в этом виде искусства нет второстепенных ролей или профессий.  Все работники заслуживают особого внимания в этот праздник. И особые поздравления получают Зрители - без них бы Театр не состоялся! 

 

Впервые об этой инициативе заговорили в Хельсинки, а затем в Вене, в 1961 году на 9-м Всемирном конгрессе Международного института театра, когда видный театральный деятель, президент Финского центра МИТ Арви Кивимаа от имени своего центра предложил учредить этот праздник. Предложение было поддержано скандинавскими странами и принято конгрессом.

С тех пор 27 марта (в этот день торжественно открылся Парижский сезон Всемирного театрального фестиваля Театра наций) отмечается как Международный день театра во всем мире. Этому активно содействуют национальные центры МИТ, существующие ныне почти в 100 странах мира. Эти центры проводят в жизнь идеалы наиболее значительной международной неправительственной организации под эгидой ЮНЕСКО – Международного института театра, добиваясь главной уставной цели организации – «содействовать международным обменам в области теории и практики театрального искусства, поощрять творческий процесс и укреплять сотрудничество между деятелями театра, воспитывать общество в осознании необходимости поддержки творчества как непременного условия дальнейшего развития, углублять взаимопонимание во имя укрепления мира и дружбы между народами, вносить свой вклад в защиту идеалов и целей ЮНЕСКО».

Ежегодно по случаю праздника к деятелям театра всего мира обращаются по решению Исполнительного совета Международного института театра крупнейшие деятели мировой культуры. Первым автором международного послания ко Дню театра был Жан Кокто (1962). От него эстафету принял Артур Миллер (1963), который в своем выступлении, в частности, отмечал: «Человечество всегда выделяло особо те произведения, которые выявляли в человеке универсальные черты».

Среди авторов международного послания было три российских деятеля культуры: Дмитрий Шостакович (1970), Михаил Царев (1984), Кирилл Лавров (1990).

 

Дорогие друзья! 27 марта каждый год в мире отмечают Международный день театра. В 2016 году Международный институт театра в 54-й раз шлёт своё традиционное обращение к театрам и театральным специалистам всего мира. На этот раз автором международного послания стал русский режиссер Анатолий Васильев.

Анатолий Васильев

Нужен ли театр?

Спрашивают тысячи разочаровавшихся в театре профессионалов и миллионы уставших от него людей.

Зачем он нам?

В годы, когда сцена так ничтожна по сравнению с площадями городов и землями государств, на которых разыгрываются настоящие трагедии из подлинной жизни.

Что он нам?

Позолоченные ярусы, бархатные кресла, грязные кулисы, вымученные голоса или наоборот — черные боксы, заляпанные грязью и кровью с кучей взбесившихся голых тел. Что он может сказать? Всё! Театр может сказать всё.

И как боги на небесах живут, и как заключённые в пещерах томятся, и как страсть возвышает, и как любовь губит, и как добрый человек не нужен, и как обман царствует, и как люди живут в квартирах, а дети — в лагерях для беженцев, и как в пустыню возвращаются, и как с любимыми расстаются, театр может сказать обо всем.

Театр был и останется навсегда.

И сейчас, в эти пятьдесят-семьдесят последующих лет, он особенно необходим. Потому что из всех публичных искусств только театр — это из уст в уста, из глаз в глаза, из рук в руки, и от тела — к телу. Ему не нужен посредник, между человеком и человеком — прозрачная сторона света, не юг, не север, не восток, не запад — сам по себе свет, светящийся со всех четырёх сторон, непосредственно узнаваемый всяким враждебным или дружественным человеком.

Театр нужен разный.

И из разных других и многих — архаичные формы театра будут востребованы прежде всего. Театр ритуальных форм не должен быть противопоставлен театру цивилизованных народов. Светская культура выхолащивается, «культурная информация» подменяет собою простые сущности и встречу с ними.

Театр открыт. Вход свободный.

К черту гаджеты и компьютеры — идите в театр, занимайте ряды в партере и на ярусах, вслушайтесь в слово и всмотритесь в живые образы — перед вами театр, не пренебрегайте им и не пропустите в своей торопливой жизни.

Театр нужен всякий.

И только один театр не нужен — это театр политических игр, театр политической мышеловки, театр политиков, театр политики. Театр ежедневного террора — личного и коллективного, театр трупов и театр крови на площадях и улицах, в столицах и в провинции. между религиями и этносами.

 

2015 год.

Обращение польского режиссера Кшиштофа Варликовского

 

Мастеров театра легче всего найти вдали от сцены. Их не интересует театр как механизм для тиражирования условностей и клише. Они находят живые источники вдохновения в стороне от театральных залов и толп людей, которые ежедневно собираются, чтобы копировать тот или иной мир. Мы копируем, а не создаем собственные миры – средоточие споров со зрителем и глубинных эмоций, обнажить которые может только театр.

Чаще всего я обращаюсь за наставлением к прозе. День за днем размышляю о писателях, которые почти сто лет назад пророчески, хотя и осторожно изобразили закат европейских богов, погрузивший во мрак нашу цивилизацию, и мрак этот по сей день не развеян. Я думаю о Франце Кафке, Томасе Манне и Марселе Прусте. Сегодня к пророкам причислил бы еще и Джона Максвелла Кутзее. 

Их здравый смысл во времена конца света – не планеты, но системы человеческих отношений, общественного порядка и беспорядка – актуален для нас здесь и сейчас. Для нас, живущих после конца света. Для нас, живущих перед лицом преступлений и вооруженных конфликтов, которые ежедневно вспыхивают то здесь, то там быстрее, чем об этом узнают вездесущие СМИ. Эти очаги вскоре становятся неинтересны и исчезают из материалов прессы навсегда. А мы, испуганные и беспомощные, чувствуем, что попали в западню. Мы больше не можем строить башни. Стены, которые мы упорно сооружаем, ни от чего нас не защищают. Наоборот, они сами требуют защиты и внимания – и это забирает нашу жизненную энергию. У нас больше нет сил, чтобы попытаться взглянуть на то, что находится за воротами. А ведь как раз для этого и должен существовать театр, и именно там он должен черпать силы. Заглянуть туда, куда смотреть запрещено. 

«Миф пытается объяснить необъяснимое. Он берет свое начало в глубинах правды и оканчивается необъяснимым» – эти слова, которые Кафка относит к мифу о Прометее, вполне можно отнести к тому, каким должен быть театр. Такого театра, который берет начало в глубинах правды и оканчивается необъяснимым, я желаю всем его служителям – как на сцене, так и в зрительном зале. И желаю я этого от всего сердца.  

 

2014 год

Обращение Бретта Бейли 

Повсюду, где есть человеческое общество, веет неудержимый дух актерства.

Под кронами деревьев в крошечной деревушке и на высокотехнологичных сценах больших мегаполисов, в школьных залах, в полях и в храмах; в трущобах и на городских площадях, в культурных центрах и бедных подвалах люди собираются вместе, чтобы приобщиться к эфемерному миру театра, который мы создаем телом, дыханием и голосом для воплощения нашей человеческой сущности, нашего многообразия, нашей уязвимости.

Мы собираемся вместе, чтобы плакать и вспоминать, смеяться и размышлять, учиться, утверждать и изображать.

Чтобы поражаться техническим достижениям и перевоплощаться в богов. Дышать в такт с общим дыханием в стремлении передать красоту, сочувствие и уродство. Получить вдохновение и силу. Прославить богатство и разнообразие культур и разрушить разделяющие нас границы.

Везде, где есть человеческое общество, веет неудержимый дух актерства. Рожденный в обществе, он облачен в маски и наряды наших традиций. Он перенимает наши языки, ритмы и жесты и создает в нас пространство.

И мы, артисты, имеющие дело с этим древним духом, чувствуем, что обязаны, пропустив его через наши сердца, мысли и тела, явить реальность со всей ее приземленностью и загадочностью.

Однако в наше время, когда миллионы людей борются за выживание, страдают под гнетом жестоких режимов и грабительского капитализма, вынуждены бежать от войны и тягот жизни, когда в нашу частную жизнь вторгаются секретные службы, а наши слова подвергаются цензуре бесцеремонного правительства; когда уничтожают леса, истребляют животных и отравляют воду в океанах – что мы чувствуем обязанными явить миру?

В этом мире неравной власти, где господствующие силы стремятся убедить нас в том, что одна нация, одна раса, один пол, одно сексуальное предпочтение, одна религия, одна идеология, одно культурное пространство превосходят остальные, действительно ли можно настаивать на том, что искусство должно быть свободно от социальной составляющей?

А что делаем мы, артисты арен и сценических площадок: подчиняемся выхолощенным требованиям рынка или же, пользуясь данной нам властью, расчищаем пространство в сердцах и умах нашего общества, объединяем вокруг себя людей, чтобы вдохновлять, восхищать и наставлять, чтобы создавать мир надежды и искреннего сотрудничества?

 

Россия является одним из крупнейших мировых центров театра. Она может гордиться обилием талантливых театральных режиссеров и актеров мирового уровня! Не случайно именно в Москве ежегодно проходит масштабное театральное действо – «Золотая маска». Это фестиваль, который длится на протяжение всего марта и собирает театральных мастеров со всей России и других 125 дружественных театральных стран. Это замечательная возможность увидеть как традиционные, полюбившиеся зрителям спектакли, так и экспериментальные постановки молодых многообещающих театральных трупп, лучшие из которых удостаиваются специальной одноименной премии.

День театра – это не только праздник для профессиональных деятелей искусства, но и прекрасная возможность для зрителей приобщиться к прекрасному, сокровенному миру, таящемуся за театральным занавесом!

 

Категория: Последние события | Просмотров: 693 | Добавил: odinteatr | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar